Задержка роста у детей гетерогенное состояние. Многие эндокринные, соматические, генетические и хромосомные заболевания сопровождаются с задержкой роста. Наиболее часто отставание в росте обусловлено конституциональными особенностями роста и развития ребенка. Важнейшей клинической проблемой задержки роста у детей является дифференциальная диагностика различных вариантов низкорослости, прогноза заболеваний и, следовательно, выбора методов лечения.
Материалы и методы. Изучены этиологические факторы и ранние клинико-лабораторные проявления задержки роста у 40 детей Карагандинской области, в возрасте от рождения до 18 лет (девочек –25 и мальчиков – 15); все дети наблюдались у эндокринолога в период до 2010 г.
Результаты и обсуждение. Значительную подгруппу (18 %) составили дети с различной соматической патологией, сопровождающейся задержкой роста: патология ЛОР органов, синдром нарушенного кишечного всасывания, тяжелая хроническая гипоксия (анемии, пороки сердца), хронические заболевания печени, почек.
Дети с ортопедической патологией (скелетные дисплазии), имели диспропорциональную задержку роста без отставания костного возраста. Исключение наследственных и генетических синдромов, сочетающихся с задержкой роста (5 % в структуре причин за год) проводится совместно с генетиками. Так, с синдромом Шерешевского – Тернера всего наблюдалось 4 ребенка.
Самая большая подгруппа (67 %) представлена «нормальным» вариантом развития, под которым понимаем конституциональная задержка роста и полового созревания (синдром позднего пубертата) и семейную низкорослость.
Пограничную группу составляют дети с психо-социальным нанизмом (1 %). Согласно литературным данным считается, что задержка роста ребенка непосредственно зависит от психологической среды, в которой он воспитывается. Недостаток внимания, дискомфорт эмоционального и социального окружения могут приводить к задержке роста даже при нормальном питании. Стоит переместить ребенка в атмосферу заботы и любви, как у него отмечается ростовой скачок.
Эндокринно-зависимые задержки роста – вторая группа (9 % в структуре обращений за год). Так, с врождённым первичным гипотиреозом наблюдалось 19 детей, с приобретённым первичным гипотиреозом 3 детей. С клиникой синдрома гиперкортицизма наблюдалось 2 детей, находящихся на длительном приеме глюкокортикоидов по поводу различных соматических заболеваний .
У двоих детей (8 %) по результатам обследования диагноз «соматотропный нанизм» снят, у этих детей при обследовании выявлены изменения при УЗИ почек, обнаружены снижение скорости клубочковой фильтрации 2 – 3 степени (по Шварцу), поэтому выставлен клинический диагноз «соматогенный нанизм на фоне патологии почек». У 3 (12 %) выявлен дефицит СТГ, у 12 детей (48 %) повышение тиреотропного гормона, а у остальных 8 (32 %) детей обнаружены эутиреоидное состояние, но в анамнезе дефицитная анемия средней степени тяжести и гельминтозы.
Таким образом, наш опыт работы показывает, что на начальных этапах дифференциального диагноза не всегда возможно четко отграничить варианты нормального роста от патологии. Общепринятые клинические и параклинические критерии являются скрининговыми, ими могут руководствоваться в своей работе педиатры.