Одной из насущных проблем в чрезвычайных ситуациях (ЧС) является создание оперативной телекоммуникационной системы, непосредственно направленной на информационную поддержку проблем медицины катастроф, поэтому целью данной работы явился анализ отечественного опыта применения телемедицины в условиях ЧС.
Чрезвычайные ситуации, нередко приводящие к многочисленным жертвам, требуют оперативного принятия медико-тактических решений и консультативной поддержки персонала полевых медицинских госпиталей службы медицины катастроф. Современные информационно-коммуникационные системы позволяют проводить дистанционный диалог в режиме реального времени.
В России первая телемедицинская консультация при ЧС состоялась у ребенка, пострадавшего при падении самолета на жилой квартал Иркутска в 1997 г. Ее организовал Детский телемедицинский центр, а медицинскую консультацию провели сотрудники Московского НИИ педиатрии и детской хирургии.
Современный этап развития телемедицины при ЧС в России связан с развертыванием в апреле 2001 г. в Гудермесском районе Чеченской Республики полевого педиатрического госпиталя (ППГ), который проработал 14 месяцев. Специалисты ППГ Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» за год работы оказали помощь 34,5 тыс. амбулаторным больным, пролечили в стационаре 2847 пациентов. В условиях разрушенного территориального здравоохранения ППГ фактически выполнял функции республиканской больницы, оказывая различные виды специализированной помощи.
Для решения вопросов диагностики и лечебной тактики у наиболее сложных узкопрофильных больных использовались средства телемедицинского консультирования. Наиболее активно телемедицинский пункт функционировал в 2002 г., когда было проведено 64 телемедицинских консультации 54 больным (10 больным консультации выполнены дважды). Телеконсультации осуществлялись по 16 клиническим направлениям. Более половине больных (33) выполнено 36 консультаций по поводу различных травм и ортопедических заболеваний. Наиболее многочисленной оказалась группа ортопедических больных – 13. На консультацию пластическому хирургу были направлены материалы на 9 больных, травматологу на 5 пострадавших, нейрохирургу на 4 больных. Комбустиологом проконсультировано 2 больных с обширными глубокими ожогами. 15 больных были терапевтического профиля, им было проведено 19 консультаций. Кардиолог консультировал 4 больных, медицинские генетики 4 больных с врожденной патологией, гематологи 3 больных. Из 54 больных непосредственно из ППГ переведены для дальнейшего лечения 8 человек (4 – в Москву, 2 – в Махачкалу и 2 – в Ставрополь), направлены на лечение в республиканские и центральные медицинские учреждения – 30, на обследование и очную консультацию – 7, уточнена тактика лечения в ППГ – у 4.
Рассматривая первый широкий практический опыт проведения регулярного телемедицинского консультирования в условиях ППГ в России, следует отметить высокую эффективность использования телеконсультаций не только при решении вопросов диагностики и определения лечебной тактики, но и в оперативном решении вопросов госпитализации больных в специализированные отделения.
Постоянно функционирующая в чрезвычайных ситуациях телеконсультативная служба для решения организационных и клинических вопросов в работе полевых медицинских госпиталей позволит сократить время принятия решений по тактике ведения больных и помочь в определении целесообразности экстренной или отсроченной их транспортировки в специализированные медицинские учреждения для лечения и реабилитации.
Изучая данную проблему, мы отметили, что телемедицинские технологии давно присутствуют в отечественном здравоохранении, но, тем не менее, данная область требует особого развития в законодательстве.
В проекте Концепции развития системы здравоохранения до 2020 г. выделено направление по информатизации здравоохранения, где указывается на необходимость развития телемедицинских технологий для проведения дистанционно-консультативной диагностической деятельности при оказании первичной и специализированной медицинской помощи.
Развитие телемедицины особенно важно для России с ее огромной территорией, неравномерным распределением населения, наличием отдаленных населенных пунктов.