Самоубийства занимают восьмое место в мире в списке причин смерти и первое место среди насильственных смертей. Ежегодно около одного миллиона человек в мире погибают из-за суицидов, от 10 до 20 миллионов – совершают попытки (руководитель отдела Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, профессор Борис Положий). По данным Федеральной службы государственной статистики в 2011 году в России число завершенных суицидов составляло 21,4 на 100000 населения. По данным утвержденных статистических форм годовых отчетов и статистических карт, умерших по причине самоубийств ГУЗ «Волгоградское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» в Волгограде в период с 2008 по 2010 года наблюдалось отчетливая динамика роста завершенных суицидов. В 2008 г было зарегистрировано 168 смертей в результате самоубийства, в 2009г.-806, а в 2010г.-838. При этом к 2009 году отмечалось резкое увеличение этого показателя примерно в 4,7 раз. По данным доклада о деятельности уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области в 2011 году суицидальная ситуация среди детей и подростком остается крайне напряженной в целом в Российской Федерации, не исключением является и Волгоградская область. Частота оконченных суицидов несовершеннолетних в Российской Федерации составила в 2009 году 4,2 случая, а в 2010 году – 3,9 случая на 100 тысяч детского населения. Для сравнения, в развитых странах мира частота суицидов в детском возрасте составляет от 0,4 до 1,5 случая. Как видно из таблицы по Волгоградской области отмечается существенное преобладание несовершеннолетних, покончивших жизнь самоубийством, мужского пола.
Год |
Всего случаев детского суицида (по области) |
В т.ч. мальчики |
В т.ч. девочки |
Всего случаев детского суицида по г. Волгограду |
Коэффициент смертности в России |
2009 |
19 |
15 |
4 |
61 |
4,2 |
2010 |
11 |
9 |
2 |
48 |
3,9 |
2011 |
15 |
9 |
4 |
40 |
– |
Вывод. Для решения данной проблемы необходимо проводить непрерывную работу по профилактике предотвращения суицидов; мобилизовать все возможные резервы воспитательных учреждений, родительского и педагогического сообщества; развивать центр кризисных состояний, где оказывают помощь в сложных ситуациях, в том числе подросткам, склонных к суициду; повышать эффективность индивидуальной работы с несовершеннолетними в общеобразовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, здравоохранения.