Согласно официально принятым в России взглядам под безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Закон РФ «О безопасности», ст. 1). Угроза безопасности рассматривается как «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства». Таким образом, данное определение безопасности включает в себя такие понятия, как «защита», «угрозы», «интересы», «потребности», «существование», а также «личность», «общество», «государство».
С целью выявления представлений молодежной популяции возрасте 18-19 лет о потенциальных опасностях мы провели опрос студентов 1 курса медицинского вуза на этапе обучения, предшествующем изучению учебных дисциплин безопасности жизнедеятельности. В опросе приняли участие 70 человек, с паритетным соотношением юношей и девушек в выборке. Общие представления о возможной природе и видах чрезвычайных ситуаций мирного времени демонстрируют не более 44 % респондентов (44,0 % юношей и 42,2 % девушек, р>0,05). При этом более детальные знания об основных поражающих факторах чрезвычайных ситуаций демонстрируют не более 18 % респондентов. При этом респонденты лучше ориентируются в действии ионизирующих излучений (68 % юношей и 91,2 % девушек), чем в вопросах, касающихся токсичных химических веществ (только 36,6 % юношей и 35,5 % девушек дали правильные ответы). Полученные результаты определяют проблему мотивации молодежной популяции к безопасному поведению, т.к. формирование личности безопасного типа предусматривает выработку навыков и умений, позволяющих правильно строить свое поведение и таким образом снижать уровень угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире[1,2].