На территории России за год в среднем происходит до 230–250 событий чрезвычайного характера, связанных с опасными природными процессами, и до 900–950 чрезвычайных ситуаций, связанных с производственной деятельностью человека. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование у населения ноксологической культуры, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритетных [1, 2].
С целью выявления представлений молодежной популяции в возрасте 18-19 лет по рассматриваемой проблеме мы провели опрос студентов 1 курса медицинского вуза на этапе обучения, предшествующем изучению учебных дисциплин безопасности жизнедеятельности. В опросе приняли участие 70 человек, с паритетным соотношением юношей и девушек. Согласно полученным результатам в среднем не более 62 % респондентов (без достоверных гендерных отличий) имеют четкое представление о чрезвычайных ситуациях техногенного характера и характере защитных мероприятий, проводимых с целью минимизации их последствий. При этом до 22 % респондентов не дифференцируют понятия «эмиграция» и «эвакуация», не знают действий при возгорании одежды (на пожаре), подручных средств защиты от ингаляционного воздействия токсичных химических веществ.
Проведенное исследование свидетельствует о невысоком уровне стартовых знаний студентов по рассматриваемой теме и необходимости проведения в молодежной среде информационной работы с целью формирования культуры безопасного поведения.