Острые цереброваскулярные заболевания являются одной из наиболее актуальных проблем современной неврологии, что связано, в первую очередь, с ее распространенностью и отсутствием четкой тенденции к снижению заболеваемости. Ежегодно в мире ОНМК отмечается более, чем у 15 млн человек. В последнее время имеется тенденция, что данная патология молодеет, где не менее 20 % ОНМК отмечаются у больных моложе 50 лет. Пациенты с сосудистыми заболеваниями головного мозга составляют до 20 % неврологических больных; 23 % из них перенесли мозговой инсульт (Е.И. Гусев, 1992). Летальность вследствие инсульта, по данным разных авторов, составляет от 17 до 34 % в первые 30 дней и 25-40 % в течение первого года заболевания. В настоящее время прослеживается тенденция к некоторому снижению смертности при инсульте за счет ранней и точной диагностики, развития системы интенсивной терапии инсульта, нейрохирургического лечения геморрагических инсультов. Вместе с тем инвалидизация после инсульта увеличивается. В среднем среди людей, перенесших инсульт, 70 % остаются инвалидами и только 10 % возвращаются к труду. 10 % становятся тяжелыми инвалидами и нуждаются в посторонней помощи.
Значимыми становятся независимость в повседневной жизни и восстановление прежней трудоспособности у большинства людей после инсульта. Вместе с тем перспективы значительного снижения заболеваемости очень незначительны. Это связано с продолжающимся повышением в популяции удельного веса лиц пожилого возраста и, следовательно, с ростом коэффициента демографической нагрузки и ожидаемой средней продолжительности предстоящей жизни. Согласно данным Госкомстата России к 2015 году коэффициент демографической нагрузки в Российской Федерации на 1000 населения будет равен 696 (в настоящее время этот показатель соответствует 326), а ожидаемая продолжительность жизни составит 69,9 лет. Контроль над основными патологическими состояниями (прежде всего артериальной гипертонией, атеросклерозом, сахарным диабетом), лежащими в основе большинства цереброваскулярных заболеваний пока еще не всегда возможен.
Наиболее частым осложнением после перенесенного инсульта являются когнитивные нарушения, в частности их наиболее тяжелая форма – деменция. Как показывают проведенные исследования, они усиливают степень инвалидизации больных, значительно затрудняют процесс реабилитации пациентов. Когнитивные расстройства возникают после всех подтипов ИИ, но особенно часто после лакунарного инсульта. Сопоставительный анализ факторов риска развития ИИ с когнитивными нарушениями показал, что последние чаще развиваются у пациентов с артериальной гипертензий, фибрилляцией предсердий и сахарным диабетом. Деменция, как наиболее тяжелая форма когнитивного дефицита, встречается в 9–36 % случаев в течение 1–3 лет после перенесенного инсульта. Проведенные многочисленные исследования показали, что риск развития деменции в 2 раза выше у пожилых больных, которые перенесли инсульт, чем у людей того же возраста, но без инсульта. Деменция также почти в 2 раза повышает риск смертности у постинсультных больных и значительно влияет на темпы восстановления нарушенных вследствие ИИ функций.
Когнитивные нарушения могут быть представлены широким спектром по степени тяжести: от легких до выраженных когнитивных расстройств. Постинсультные когнитивные нарушения могут иметь гетерогенную природу. Их возникновение может быть связано с локализацией очага поражения в стратегической зоне мозга, наличием множественных инфарктов мозга, диффузного поражения белого вещества и/или дегенеративным процессом. Хотя многие авторы отмечают восстановление когнитивных функций в первые месяцы после инсульта, однако динамика когнитивных нарушений и факторы, влияющие на нее, остаются недостаточно изученными. Если учесть, что у 90 % выживших после инсульта наблюдаются двигательные и речевые расстройства, обусловившие их инвалидизацию, то очевидна высокая социально-медицинская значимость данной проблемы, и, следовательно, актуальным является изучение инсульта во всех его аспектах. Остаются неясными связь когнитивных нарушений с нейровизуализационными изменениями, а также степень влияния когнитивных расстройств на повседневную активность пациентов, качество их жизни и прогноз восстановления. Недостаточно изученным остается лечение постинсультных когнитивных нарушений, на сегодняшний день не существует объективных методов исследования, эффективность которых была доказана в длительных исследованиях, что требует дальнейшего изучения данного вопроса.