Валеева Наиля Шаукатовна
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Естествознания
к 55-летнему юбилею
Наиля Шаукатовна Валеева родилась в г.Казани в семье служащих. С 1963 г. по 1970 г. обучалась в средней школе № 3 г. Казани, с 1970 г. по 1975 г. – на физическом факультете Казанского государственного университета.
С 1977 г. по 1983 г. работала преподавателем психологии на кафедре психологии и педагогики в КГУ. С 1983 г. по 1986 г. работала младшим научным сотрудником в лаборатории психологии управления НИИ профтехпедагогики (сейчас Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО).
С 1987 г. по настоящее время Н.Ш. Валеева трудится в Казанском национальном исследовательском технологическом университете. В 1990 г. она защитила кандидатскую, а в 1998 г. – докторскую диссертацию и получила степень доктора педагогических наук. В 2001 г. Н.Ш. Валеевой присвоено звание профессора. С 1998 г. является заведующей кафедрой социальной педагогики и психологии (ныне – социальной работы, педагогики и психологии). Под руководством профессора Н.Ш. Валеевой на кафедре проводится большая научно-методическая и организаторская работа по обеспечению эффективного образовательного процесса, нацеленного на подготовку высококвалифицированных специалистов социальной работы. Н.Ш. Валеева является членом Президиума Совета УМО вузов России в области образования по социальной работе. В составе творческого коллектива участвовала в разработке ФГОС 3-го поколения по направлению бакалавриата «Социальная работа».
С 2001 г. – декан социально-экономического факультета (в настоящее время факультет социотехнических систем) КНИТУ.
Н.Ш. Валеева – известный в республике и за ее пределами ученый в области профессиональной педагогики. Результаты ее научной деятельности опубликованы в более чем 180 работах, среди которых 11 монографий, 8 учебных пособий – два из которых изданы с грифом Учебно-методического объединения вузов России в области образования по социальной работе и один учебник, рекомендованный уполномоченным вузом Минобрнауки РФ для использования в вузах России. Н.Ш. Валеева является членом двух диссертационных советов (в Казани и Ульяновске) по защите докторских диссертаций по педагогике.
Н.Ш. Валеева разработала концепцию дополнительного профессионального образования студентов технического вуза, реализация которого позволяет будущим инженерам овладеть системой разнородных профессиональных компетенций, расширяющих рамки основной специальности. Разработанная в рамках данной концепции педагогическая модель дополнительного профессионального образования студентов успешно внедрена и функционирует в Казанском национальном исследовательском технологическом университете и его филиалах.
Большое внимание Н.Ш. Валеева уделяет подготовке специалистов высшей квалификации: под ее руководством защищено 28 диссертаций, 7 из них – докторские. Она неоднократно выступала оппонентом по докторским и кандидатским диссертациям.
Научная и педагогическая деятельность Наили Шаукатовны Валеевой вносит существенный вклад в развитие теории и практики профессионального образования Республики Татарстан и Российской Федерации. Она избрана членом-корреспондентом Российской Академии естествознания, является действительным членом Академии социального образования. Награждена медалью «В память 1000-летия Казани». В 2003 г. присвоено звание «Заслуженный деятель науки Республики Татарстан».
Наиля Шаукатовна находится в расцвете творческих сил, поздравляем с юбилеем!
Избранная библиография
1. Становление и развитие дополнительного профессионального образования студентов в техническом вузе: монография. – Казань: Изд-во КГТУ, 1998. – 176 с.
2. Дополнительная подготовка будущих инженеров по программам управленческого профиля: монография. – Казань: Изд-во КГТУ, 1998. – 208 с.
3. Психология и культура умственного труда: учеб.пособие (в соавт. с Н.П.Гончарук). – Казань: КГТУ, 2003. – 224 с.
4. Антропологизация социального образования // Современная энциклопедия социальной работы. – М., 2008. – С.13-15.
5. Фундаментализация социального образования // Современная энциклопедия социальной работы. – М., 2008. – С.371-373.
6. Профессионализм специалиста социальной работы: компетентностный подход: монография (в соавт. с Г.Б.Хасановой). – Казань: КГТУ, 2008. – 229 с.
7. Целостная модель человека как основа проектирования профессионального образования специалиста социальной работы (в соавт. с Г.Б.Хасановой) // Фундаментальные исследования. 2008. № 6. С. 127-129.
8. Управленческая компетенция специалиста социальной работы: проблемы формирования // Социальное образование и кадровое обеспечение социальной сферы. – Т.2. – М., 2008.
9. Инновации и психологическая перестройка личности: монография. – Казань: Изд-во КГТУ, 2009. – 352 с.
10. Адаптация и реабилитация в социальной работе: учеб.пособие. – Казань: Изд-во КГТУ, 2009. – 616 с.
11. Иерархическая модель функций социального работника // Вестник Казанского технологического университета. 2009. № 4. С. 363-370.
12. Повышение роли социальной работы в обществе в условиях глобального экономического кризиса (в соавт. с Г.Б.Хасановой, Н.М.Иралиной) // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. С. 186-194.
13. Основы психологии управления: учебное пособие / Н.Ш. Валеева, И. Н. Пугин. – Казань: КНИТУ, 2011. – 182 с.
14. Социальная реабилитация: учебник / [Е.А. Берецкая и др.]; под ред. Н.Ш. Валеевой. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 319 с.
15. Качество подготовки специалиста как педагогическая проблема (в соавт. с Фроловой И.И., Ахметзяновой Г.Н. // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 1. С. 350-354.