Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес исследователей во все времена. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач. Благодаря творческим людям создаются новые оригинальные предметы, которые обладают высокой ценностью для общества. Роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.
Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.
По мнению Н.К. Платонова, способности – это «…совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней». Способности являются внутренними условиями развития человека, поэтому в трудах многих видных деятелей психолого-педагогической науки (А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова и др.) подчеркивается важная роль способностей в процессе обучения. Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческих способностей ребенка.
В области педагогики музыкального образования проблема развития творческих способностей рассматривалась в работах таких педагогов-музыкантов как: Ю.Б. Алиев, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин и других исследователей.
Опираясь на мнение О.Г. Смоляниновой, доктора педагогических наук, профессора, мы считаем, что мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.
На сегодняшний день существует значительное количество интересных разработок в области обучения музыке с помощью новейших информационно-коммуникационных технологий. Например, Г.Р. Тараева рассматривает основные идеи и практические подходы использования компьютера в музыкальном образовании, исследования И.М. Красильникова направлены на развитие электронного музыкального творчества в детских музыкальных школах и школах искусств. Вместе с тем, приходится говорить о недостаточном внедрении мультимедийных технологий в практику музыкально-эстетического воспитания детей в общеобразовательной школе. Причина в том, что механизмы стимулирования творческой активности детей средствами мультимедийных технологий мало исследованы.
Рассматривая понятие «педагогические условия», как отмечает Б.В. Куприянов, ученые придерживаются нескольких позиций.
Первой позиции придерживаются ученые, для которых педагогические условия есть совокупность каких-либо мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды (В.И. Андреев, А.Я. Найн, Н.М. Яковлева):
– (комплекс) мер, содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания (В.И. Андреев);
– совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач (А.Я. Найн);
– совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса (Н.М. Яковлева).
Вторую позицию занимают исследователи, связывающие педагогические условия с конструированием педагогической системы, в которой они выступают одним из компонентов (Н.В. Ипполитова, М.В. Зверева и др.):
– компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующий реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих её эффективное функционирование и дальнейшее развитие;
– содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками (М.В. Зверева).
Для ученых, занимающих третью позицию, педагогические условия – планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов научно-педагогического исследования (Б.В. Куприянов, С.А. Дынина и др.). При этом ученые данной группы указывают на необходимость рядоположности педагогических условий, проверяемых в рамках гипотезы одногоисследования.
Анализ позиций различных исследователей относительно определения понятия «педагогические условия» позволяет выделить ряд положений, важных длянашего понимания данного феномена:
1) условия выступают как составнойэлемент педагогической системы (в томчисле и целостного педагогическогопроцесса);
2) педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной (целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания, программно-методическое оснащение образовательногопроцесса) и материально-пространственной (учебное и техническое оборудование, природно-пространственное окружение образовательного учреждения и т.д.) среды, влияющих положительно или отрицательнона ее функционирование;
3) в структуре педагогических условийприсутствуют как внутренние (обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов образовательногопроцесса), так и внешние (содействующиеформированию процессуальной составляющей системы) элементы;
4) реализация правильно выбранныхпедагогических условий обеспечиваетразвитие и эффективность функционирования педагогической системы.
Создание необходимых педагогических условийявляется одним из важнейших факторов развития творческих способностей детей младшего школьного возраста с использованием мультимедийных технологий.
К педагогическим условиям, способствующим эффективному развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста с использованием мультимедийных технологий в процессе учебной деятельности мы относим:
1. Подбор специальных заданий с использованием средств мультимедийных технологий, позволяющих развивать быстроту, гибкость, оригинальность и точность музыкального мышления.
2. Обеспечение благоприятной творческой атмосферы на уроке музыки, способствующей свободному проявлению дивергентного мышления.
3. Совершенствование специальной подготовки преподавателей в области современных мультимедийных технологий.
Первое условие: подбор специальных заданий с использованием средств мультимедийных технологий, позволяющих развивать быстроту, гибкость, оригинальность и точность музыкального мышления.
Подбор, систематизация заданий мультимедийных программ, предназначенных для творческого развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки, обработка информации с помощью мультимедийных технологий – важный этап в использовании средств мультимедийных технологий для развития творческих способностей младших школьников. На этапе разработки дидактических целей, определения главных идей урока, в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования, необходимо осуществить подбор мультимедийных учебных программ с точки зрения их обучающих, развивающих, воспитательных функций.
Рассмотрим, какими возможностями обладают средства мультимедийных технологий для развития творческих способностей.
Мультимедийные технологии расширяют возможности образовательной среды, как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых.
Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно, как отмечает В. Мацур, они разделяются на следующие группы:
- музыкальные проигрыватели;
- программы для пения караоке;
- музыкальные конструкторы;
- музыкальные энциклопедии;
- обучающие программы;
- программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки [4, c. 18].
Большую значимость на уроках музыки имеют музыкальные энциклопедии. Например, база данных «Энциклопедии популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. В ней можно проследить историю развития той или иной группы, узнаете о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний можно зайти в раздел «Викторина», где предлагаются различные вопросы и музыкальные фрагменты.
«На уроках музыки можно использовать такие программы, как «Шедевры музыки», «Соната», «МХК», «История искусств», «Энциклопедия оперного искусства». В них содержатся обзорные лекции, дополнительный материал для самостоятельного изучения по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой» [4, c. 17].
Кроме этого, на мультимедийных дисках представлены биографии композиторов, история созданий классических музыкальных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что расширяет информационный потенциал урока. Кроме того, использование мультимедийных дисков в самостоятельной работе младших школьников, позволит учащимся самостоятельно получать знания, искать необходимую информацию.
С точки зрения создания, редактирования и записи музыки интересна программа «Электронный Ди-Джей 7», которая представляет собой виртуальную музыкальную студию. Работу со звуком при домашней подготовке к урокам можно осуществлять с помощью программ: «AdobeAudition v 3.0», «AdobeSoundbooth CS 3», «CarewalkMusicCreator v 4.0», «Color 7 MusicFansFactory v 9.0», «FreeAudioEditor 2008 v 4.0», «Sony ACID Pro v6.0 Build 214», «SonySoundForge v 9.0».
Вокально-хоровая работа на уроке музыки может проходить с помощью программ «Windows Media Player», «WinAmp» и т.д. Учащиеся с творческим задором поют песни с различным аккомпанементом. Готовое сопровождение (минусовки) к огромному количеству песен способствует значительному расширению круга исполняемых произведений и более интенсивному формированию музыкальных вкусов детей, развитию их исполнительских способностей.
Традиционным и одним из самых любимых детьми видов деятельности на уроке является музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Как указывает И. Красильников, «компьютерные программы MIDI-секвенсеры (Anvil-studio, Jam) позволяют каждому компьютеру звучать целым оркестром тембров: от ударно-шумовых до тембров органа или скрипки. Это означает, что ученик может использовать звучание всех этих инструментов для создания аудиозаписей или реального исполнения. Кроме того, такие программы дают возможность для появления на уроке такого нового вида творческой деятельности ученика как инструментовка и элементы аранжировки» [6, c. 4].
Также здесь ученики не увидят привычной музыканту партитуры, однако они смогут увидеть условную стенограмму или графическую схему изображения характеристик звучания каждого из голосов: высоты, тембра, динамики, ритма. Это, безусловно, не только не будет мешать воспринимать музыку эмоционально-образно, но даст ребенку возможность понять ее структуру и расшифровать многие неочевидные для простого «прослушивания» составляющие.
Следующим видом активной творческой деятельности может стать «музыкальное конструирование», ставшее возможным благодаря так называемым программам-конструкторам (GarageBand, FlexiMusicComposer, Acid, eJay). За счет их использования могут возникнуть на уроке импровизация и композиция. Такое устройство ввода звуковой информации как MIDI-клавиатурапозволит учащемуся легко вводить в компьютер аудиоинформацию. Это устройство дает ученику возможность стать не только участником группового пения, но и исполнителем-инструменталистом.
Как отмечает Е. Серова, «караоке (в переводе с японского – «пустой оркестр») в последнее время получило широкую популярность. В результате на уроке могут появиться лучшие образцы киномузыки, современной эстрады. Более интенсивно будет формироваться музыкальный вкус детей и их исполнительских способностей. Караоке способно заменить стандартное музыкальное сопровождение песни на аккомпанемент эстрадного ансамбля, симфонического или духового оркестра» [8, c. 6].
Особая роль принадлежит использованию микрофона. Детям нравится чувствовать себя настоящим артистом. Это может стать дополнительным стимулом, если проводить подобную работу в системе (запевают, берут микрофон всегда лучшие). Еще один методический прием использования караоке – конкурсное исполнение – кто лучше споет. Оценка исполнения должна учитывать и реакцию класса, и оценку самой системы. Кроме того с помощью караоке можно провести целый ряд музыкально-педагогических игр:
Угадай мелодию? Команда, угадавшая по нескольким звукам и правильно назвавшая песню, получает право ее исполнения.
2. Два рояля. Ведущий предлагает слова из песни, поочередно предоставляя слово каждой команде и постепенно добавляя новые слова. Команда первой угадавшая песню поет ее под фонограмму.
3. Музыкальный футбол. Одна команда задает вопрос песней, выбранной из перечня караоке (например – С чего начинается Родина?). Другая отвечает ей тоже песней, выбранной из перечня караоке (например – Уголок России – отчий дом) [8, c. 7].
Под караоке надо понимать не только развлекательное устройство или стиль отдыха, но и принцип самодеятельного исполнения любимых песен и отдельные компьютерные программы. На базе персонального компьютера караоке дает исполнителю неограниченные возможности. Как считает И. Черешнюк, существует много компьютерных программ:
– VocalJam.
– Galakar.
– Vanbasco, karaokeplayer.
– KaraokeUniverse [8, c. 10].
Зрительный ряд, рассказывающий о творчестве композиторов, музыкальной культуре разных стран, можно создавать с помощью программы «Microsoft Power Point». В виде презентаций также можно представлять ряд тестов и проверочных заданий по предмету.
Эффективно использовать компьютерные программы на уроках музыки можно во всех классах младшего и среднего звена, подбирая учебные программы с учетом возрастного интереса учеников, их подготовленности к восприятию излагаемого материала и уровня освоения ими компьютера. Так для учеников 1 и 2 класса в основном подходят фонотека, фонограммы; образовательно-игровые программы, при использовании их отдельных элементов.
Учащимися 3-х и 4-х классов хорошо воспринимаются тематические – обучающее-развивающие; образовательно-игровые программы; фонотека и фонограммы в полном объеме, а информационные частично. При этом можно включать в урок, как отдельные элементы программ, так и проводить урок-презентацию.
В среднем звене уже задействуются все группы программ в полном объеме и занятия проводятся с применением, как отдельных элементов программы, так и в форме урока-презентации и интегрированного урока.
Новое содержание образовательной среды создает и дополнительные возможности для стимулирования любознательности обучаемого. Одним из таких стимулов является возможность удовлетворить свое любопытство благодаря широчайшим возможностям глобальной сети Internet,предоставляется доступ к электронным библиотекам (научно-техническим, научно-методическим, справочным и т.д.), интерактивным базам данных культурных, научных и информационных центров, энциклопедиям, словарям. Само разнообразие информации по музыке, предлагающейся в образовательной среде, интегрированной в мировое информационное пространство, помогает педагогу подвести обучаемых к поиску собственного взгляда на суть изучаемой творческой проблемы.
Как отмечает С.В. Беденко, наличие в кабинете музыки экрана и компьютера позволяет педагогу широко использовать на уроках цифровой образовательный ресурс, который может включать в себя:
– электронные учебные модули: коллекция цифровых образовательных ресурсов с сайта fcior.edu.ru;
– видеоролики: фрагменты из балетов, опер, мюзиклов, оперетт, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников;
– наглядный материал: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические рисунки, нотная графика, репродукции произведений изобразительного искусства, живописи и т.д.;
– материалы из музеев: документальные фотографии композиторов и исполнителей;
– звуковые фонограммы музыкальных произведений;
– литературные произведения: доступные, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов; отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; (дикторский текст с музыкой);
– словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, фрагменты писем;
– воспоминания, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др;
– творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника [1].
Огромное значение для учителя музыки имеет значение программа PowerPoint, позволяющая в интегрированном и интерактивном режиме представлять различного рода информацию. Например, при изучении темы «Образ» можно в слайд презентации включить видеофрагмент (П.И. Чайковский «Времена года»). Программа PowerPoint позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени.
Как отмечает Г. Кадина, «при объяснении нового материала речь учителя сопровождается показом презентации. Создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы» [5, c. 18].
При закреплении знаний, используя программу PowerPoint, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся: совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Используя возможности программы PowerPoint, можно разработать презентации некоторых тем уроков. Они помогают разнообразить уроки. Так, по мнению Н. Бергер, уроки-презентации широко используются:
– во время знакомства с творчеством того или иного композитора;
– при изучении особенностей и разнообразия тембров музыкальных инструментов [2, c. 12].
Второе условие: обеспечение благоприятной творческой атмосферы на уроке музыки, способствующей свободному проявлению дивергентного мышления.
Для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка – атмосфера комфортности, доброжелательности, раскрепощенности, в которой младший школьник будет иметь возможность созидать. Поэтому, особенно ценным при погружении в мультимедийную среду обучения для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста является эмоционально-положительный тон общения. Через интерактивное взаимодействие организуется совместная деятельность коллектива, учитель управляет деятельностью и поведением учеников.
Мультимедийная игровая среда обучения – это, прежде всего, специально организованная среда обучения. Погружение в мультимедийную игровую среду обучения заключается в систематическом и регулярном использовании игровых и мультимедийных технологий в учебном процессе и внеучебной деятельности с целью воздействия на восприятие, запоминание и воспроизведение учебного материала младшими школьниками (см. презентацию про загадки о музыкальных инструментах).
На создание эмоционально-положительного тона общения будет влиять оптимально организованное педагогическое общение и творческая позиция педагога: предоставление выбора заданий по интересам, поощрение интересных и оригинальных способов выполнения заданий, положительные эмоционально-оценочные суждения, сопереживание по поводу результатов деятельности, уважение к личности ученика, заинтересованность в его судьбе, оптимистическая настроенность, соблюдение принципа свободы и др.
Вместе с тем, для развития творческих способностей необходимо использовать творческие приемы и формы игровой деятельности на уроках музыки. Это могут быть различные двигательные, ритмичные и вокальные импровизации, сочинение музыкальных фраз и предложений, игры на определение лада музыкальной пьесы и другие. Например, сочинение в форме ритмического рондо, придумывание различных сказок, развитие которых строится в форме рондо.
Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как: отсутствие ограничения по времени; минимизация мотивации достижения; отсутствие соревновательной мотивации и критики действий; отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.
Третье условие: совершенствование специальной подготовки преподавателей в области современных мультимедийных технологий.
Использование мультимедийных технологий в музыкально-педагогическом образовании предъявляет к преподавателю не только высокопрофессиональных специализированных знаний, но и знаний в области информационных технологий, а также обладание доступными методами и формами организации образовательного процесса с использованием электронно-вычислительной техники. Для работы с музыкальными информационными системами нужны квалифицированные специалисты, сочетающие в себе профессиональные знания в сфере музыкального искусства и большой опыт работы с компьютером. В условиях непрерывного процесса обновления области информационно-коммуникационных технологий, появления новых возможностей информационных технологий, преподавателю необходимо постоянно самосовершенствоваться и повышать квалификацию.
Таким образом, можно говорить о том, что в современной информационной среде есть некие катализаторы творческого процесса, но они проявляют себя в том случае, если и педагог ставит перед обучаемым творческие задачи.На уроках музыки учащиеся систематически выполняют творческие задания, но используя средства мультимедиа можно создавать компьютерные нотные тетради, сочинять мелодии, писать нотный текст и воспроизводить его, строить музыкальные графики, использовать мультимедийные игры, караоке, веселые музыкальные упражнения. Проведению этих уроков помогают подобранные мультимедийные средства обучения, мультимедийные программы, прикладные программные продукты, инновационные методические материалы. Они будут не только информационным наполнением уроков творчества педагога-музыканта, но и будут основой создания мультимедийного учебно-методического комплекса, многофункционального средства организации учебного процесса.Применение мультимедийных технологий будет способствовать активности ребят, насыщенности и результативности урока.