Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1 1
1
1801 KB

Современные технические средства обучения значительно расширяют возможности учителя по изложению, а учеников по восприятию учебного материала на иностранном языке. Дают учащимся более полную и точную информацию по изучаемой теме. Повышают наглядность обучения, возможность организации индивидуальной, парной и групповой форм работы в классе. Делают процесс обучения более интересным и творческим.

Для проверки эффективности роли используемых технических средств обучения на уроках иностранного языка, мы провели исследовательскую работу, в которой участвовали 20 учащихся второго класса средней общеобразовательной школы № 13 г. Кинешмы Ивановской области.

На первом этапе исследования мы выявили исходный уровень знаний детьми букв немецкого алфавита. Для выявления наличного уровня знаний детьми букв немецкого алфавита мы предложили упражнение, которое стояло из трех частей. Перед выполнением упражнения каждому ребенку был выдан набор карточек с изображением букв. Вначале дети раскладывали карточки с изображением букв алфавита по порядку. Во второй раз учитель показывал карточки с буквами вперемешку, а дети должны были их узнать и назвать. И в третьем случае дети осуществляли подбор пар заглавных и прописных букв на карточках. Полученные результаты показывают, что дети экспериментальной группы правильно произносили и раскладывали буквы алфавита по порядку. При выполнении работы вперемешку, справились только четыре человека из десяти. Они показали высокий уровень знаний. Все остальные дети не справились с заданием. При подборе пар букв только один ребенок справился успешно с заданием. У остальных девяти человек были ошибки. Однако другой результат был в контрольной группе. Дети контрольной группы также все правильно произносили и раскладывали буквы алфавита по порядку. При выполнении работы вперемешку, справились так же четыре человека. Но здесь было только два ребенка, которые не сумели выполнить задание. При подборе пар букв три человека справились успешно с заданием. Двое детей совсем не справились с заданием. У остальных пяти человек были ошибки. Таким образом, в эксперименте выявлено, что дети как экспериментальной, так и контрольной группы допускают ошибки при выполнении второго и третьего задания: наибольшую трудность у детей вызвало выполнение упражнения на узнавание букв, представленных вперемешку и при подборе карточек с прописными и заглавными буквами немецкого алфавита.

Полученные результаты убедили нас в необходимости проведения формирующего эксперимента с использованием технических средств обучения. Была разработана и апробирована программа «Мы учим алфавит». Эта программа была реализована только с детьми экспериментальной группы. Программа включала в себя серию уроков.

В ходе уроков нами использовалась компьютерная развивающая программа «Das deutsche ALPHABET», установленная на каждом персональном компьютере. Данная программа позволяла детям повторить буквы алфавита, расположенные друг за другом и учиться писать заглавные буквы на своем ПК. Так же использовалась презентация «Алфавит» в 3-х частях. Презентация демонстрировалась детям через мультимедиа проектор. Кроме этого в ходе уроков детям было предложено через персональный компьютер слушать стихи, подобранные на каждую букву алфавита, повторяя вслух за диктором. В режиме он-лайн через Интернет ученики слушали и учили песню «Abc –Lied». Мы использовали компьютерные игры, «Какие буквы спрятались в домике ведьмы» и »Помоги Буратино вставить правильно букву в слово», для проверки уровня знаний детьми букв алфавита после серии проведенных уроков. Кроме того нами был разработан и проведен урок «Праздник Алфавита».

После проведения серии разработанных уроков было организовано контрольное исследование. Сравнивая результаты контрольного и констатирующего этапов исследования, мы пришли к выводу, что дети экспериментальной группы значительно повысили свой уровень знаний букв немецкого алфавита. Они успешно справились со всеми заданиями, предложенными в ходе контрольного этапа исследования.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что применение современных технических средств обучения:

– ускоряет процесс освоения иноязычной культуры;

– способствует реализации личностно-ориентированного,

– коммуникативно-когнитивного, социокультурного, деятельностного подхода к обучению иностранному языку;

– оказывает влияние на культурологический, развивающий и воспитательный аспекты освоения иноязычной культуры.

На уроках иностранного языка современные технические средства обучения помогают решить целый ряд дидактических задач: позволяют формировать коммуникативные компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка.

Культурологический аспект состоит в том что, происходит сравнение имеющихся знаний, со знаниями о своей стране, своем языке, себе самих. Чтобы познакомиться с особенностями языка другой страны, учащиеся слушают тексты, песни, читают стихотворения, поговорки. Применение компьютера, мультимедиа оборудования, интерактивной доски, компьютерных программ, при помощи которых ученики видят и слышат наяву все то, о чем читали, закрепляет познавательный (культурологический) эффект знакомства с иноязычной культурой.

Воспитательный аспект проявляется в том, что иллюстрации, содержание текстов, темп речи, то, как преподносится материал, как говорят люди в обучающих программах, положительно влияют на ученика.

Развивающая ценность современных технических средств обучения в том, что увеличивается личная инициатива и активность учащихся на уроке иностранного языка, совершенствуются мыслительные процессы, развиваются такие качества ума как сообразительность, гибкость, экономичность. При этом каждый ученик работает с учетом своего темпа и возможностей.

Однако следует помнить, что использовать на уроках иностранного языка современные технические средства обучения необходимо с учетом возраста ученика, времени и места.