Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1 1 1
1
1801 KB

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что образование должно стать эффективным инструментом раскрытия человеком собственных способностей и подготовки к жизни в конкурентном и высокотехничном мире [2]. Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», предполагающей в рамках формирования принципиально новой системы непрерывного образования «постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения». При этом ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование готовности к переобучению, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь, а также усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.

Таким образом, современная школа получает качественно иную задачу от государства: подготовка поколения свободных, критически мыслящих, уверенных в себе выпускников. Согласно приказам Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе, должность тьютор [3].

Введение тьюторства как психолого-педагогического сопровождения траектории образовательного движения старшеклассников в процессе их профессионального самоопределения должно быть обусловлено запросом ученика и его родителей на индивидуализацию обучения. В основе тьюторского сопровождения лежат два аспекта: педагогический и психологический. Одним из педагогических оснований тьюторского сопровождения является личностно-ориентированный подход, обоснованный в работах В.П. Бедерханова, Е.В. Бондаревской, С.В. Полякова и др., в рамках которого формируется субъектность как наиболее ценное качество личности. Субъектность личности проявляется в способности старшеклассника стать стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, планировать собственную жизнь, успешно общаться с другими людьми. Психологическое основание тьюторской деятельности – субъектно-деятельностный подход, описанный в работах О.С. Анисимова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. В рамках деятельностного подхода старшеклассники должны максимально активно включаться в образовательную деятельность.

В нашей работе мы будем придерживаться следующего определения понятия «тьютор». Тьютор – это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности [4]; кто действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы [1]. В контексте нашей работы в качестве тьюторов будут выступать студенты старших курсов высших учебных заведений, так как возраст 20-22 года – самый благоприятный для развития устойчивого стремления участвовать в общественной работе, в которой формируются конструктивные, организаторские, коммуникативные качества, развивается общественная активность, необходимые для будущей профессиональной деятельности (В.Ф. Бехтерев). По нашему мнению, при осуществлении подобного взаимодействия важна позиция самого студента, который имеет опыт организации социально значимой деятельности, прошел адаптацию к вузовскому обучению и студенческому сообществу, а также – может без особых усилий выстроить доверительные, партнерские, субъект-субъектные отношения со старшеклассниками.

Перед студентами старших курсов, которые будут осуществлять тьюторское сопровождение, ставятся следующие цели:

– индивидуальное сопровождение старшеклассника от замысла его будущей деятельности во всей полноте ее реализации, предполагающей высокий уровень мотивации;

– содействие старшеклассникам в выборе и реализации их индивидуальных образовательных траекторий;

– содействие в приобретении опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций.

Разработать индивидуальную образовательную траекторию развития ученика старшей школы и отслеживать ее эффективность поможет паспорт деятельность старшеклассника (ПДС). На основе внедрения ПДС в учебный процесс школы старшеклассник для себя решает следующие задачи:

– формулирует новые цели на основе проделанной работы;

– производит анализ принятых решений;

– корректирует свои образовательные цели;

– проводит рефлексию итогов своей деятельности;

– обсуждает с тьютором дельнейшую траекторию развития.

В ходе работы с ПДС мы предполагаем наполнение разделов (диагностический, развивающий, деятельностный, рефлексивный, раздел рекомендаций) материалом, который в дальнейшем будет использован в качестве дополнительного сопровождения будущего студента в образовательном процессе выбранного им вуза.

Диагностический раздел предполагает сбор данных о предпочтениях, интересах и намерениях старшеклассника, его склонностях, сильных и слабых сторонах.

В развивающий раздел следует включить описание индивидуальной траектории развития старшеклассника, разработанной на основе данных, полученных в ходе заполнения диагностического раздела; определение форм и методов реализации данной траектории развития.

В деятельностный раздел входит описание той деятельности, которую освоил старшеклассник, описание его вклада в мероприятия, в которых он принимал участие.

Рефлексивный раздел включает в себя анализ и коррекцию процесса тьюторского сопровождения и результатов деятельности старшеклассником; анализ эффективности выбранной траектории развития.

Раздел рекомендаций мы предлагаем наполнять информацией разного рода, например, различные памятки, рекомендации от социального педагога и психолога, классного руководителя, медицинского работника, пожелания от учителей-предметников, благодарственные письма и пожелания.

Мы считаем, что важно отразить не столько результат, сколько саму деятельность старшеклассника. В этом контексте ПДС имеет много преимуществ, которые позволят: сохранить индивидуальность старшеклассника; осуществить индивидуальный контроль за деятельностью старшеклассника; выразить интересы старшеклассника в образовательном пространстве школы; выявить его собственные потребности в получении тех или иных знаний, умений, навыков и видов деятельности.

Тьютор на основе паспорта деятельности старшеклассника предоставляет ученику старшей школы возможность реализации себя в образовательном пространстве в той или иной деятельности, выбрав из предлагаемых форм и мест прохождения социальной практики или профессиональных проб оптимальный вариант, отвечающий его интересам.

В ходе оформления ПДС старшеклассники учатся ставить цели личностного развития, пробуют новые стратегии поведения, реализуют индивидуальные образовательные траектории. В результате на основе паспорта деятельности старшеклассники совместно с тьютором анализируют претензии на свое профессиональное будущее, выбирают уровень и формы послешкольного образования и делают выводы о правильности выбранного пути.

Таким образом, тьюторское сопровождение можно рассматривать как новую практику индивидуализации в старшей школе, так как в нем реализуются ценности саморазвития, самоопределния, осмысленного отношения ученика к своим интересам и перспективам собственного развития.