В современных условиях активного развития информационного пространства российское образование вступило в стадию качественной модернизации. Передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает необходимые знания, проникается духом современного информационного общества, должна стать общеобразовательная школа.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образование является насущной и объективной потребностью, позволяющей существенным образом ускорить передачу знаний, повысить качество обучения, дает возможность человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.
Говоря о конкретном внедрении и использовании инноваций на уроках физики, необходимо отметить, что успешному осуществлению этого процесса способствует самосовершенствование и самообразование учителя. Это выражается, прежде всего, в разумном использовании:
- новых информационных технологий в процессе обучения,
- локальной сети на уроках,
- интерактивной доски на уроках
- и создание персонального сайта учителя.
Все эти факторы должны использоваться в педагогической практике.
Рассмотрим формы использования информационно-коммуникативных технологий в процессе изучения физики.
1. Самой распространенной формой использование ИКТ на уроках являются мультимедийные возможности компьютера (компьютерные презентации с включёнными в них видеофрагментами, интерактивными моделями явлений и устройств, задачами и вопросами, анимациями, звуком, статическими изображениями) при представлении материала.
2. На теоретических и практических занятиях целесообразно использовать компьютерные справочники, энциклопедии, словари, электронные учебные материалы [1]:
- библиотеку электронных наглядных пособий (ООО «Кирилл и Мефодий»);
- библиотеку электронных наглядных пособий «Физика» (ЗАО «1С»);
- электронное издание «Физика» («Илекса – Москва»);
- 1С репетитор. Физика;
- полный интерактивный курс «Открытая физика» и др.
3. В процессе выполнения лабораторных работах по физике учащиеся приобретаются экспериментальные навыки, первоначальные навыки научного эксперимента [2], [3]. В процессе оформления отчета у каждого ученика появляется возможность научиться самостоятельно делать выводы из полученных опытных данных и, тем самым, более глубоко и полно усваивать теоретический материал. Этому способствуют выполнение виртуальных интерактивных лабораторных работ иногда с применением мультимедиа-диска компании «Физикон» – «Физика 7-11 классы», «Лабораторные работы по физике 10 и 11 класс» (ООО «Дрофа»), библиотеки электронных наглядных пособий «Физика» (ЗАО «1С»).
4. Моделирование некоторых физических явлений, в силу ряда причин, невозможно провести в процессе урока физики. Например, невозможно использовать на уроках физики радиоактивные материалы. Поэтому один из выходов – это моделирование соответствующих экспериментов на компьютере. Использование различных компьютерных технологий позволяет нам понять очень сложные физические процессы: заглянуть внутрь атома, рассмотреть процесс кипения жидкости, смоделировать прохождение электрического тока в проводнике, решать сложные задачи.
5. При контроле знаний возможно использование обучающих и контролирующих программ. Современные компьютерные технологии позволяют использовать разнообразные обучающие программы по физике, которые дают возможность изучать новый материал, решать задачи с интерактивным выбором ответа и разбором решения, выполнять занимательные тесты в картинках, проверять свои знания и т.п. В настоящее время, при подготовке учащихся к единому государственному экзамену стала популярной тестовая система контроля знаний, и компьютер полностью может использовать возможности этой системы. Компьютерные технологии позволяют эффективно решать проблему более полного погружения в специфику особенностей тестовых заданий ЕГЭ, быстрой подготовки учащихся. Для этого учитель может самостоятельного создавать проверочные работы, содержащие вопросы в тестовом виде и сложные задачи из группы «С» из имеющейся базы данных вопросов и задач. Имеется также возможность воспользоваться готовыми тематическими подборками и тестами в режиме онлайн.
6. Одной из главных на сегодняшний день технических возможностей использования информационных технологий в образовании является использование в обучении Интернет-технологий [4]. Глобальная сеть Интернет сама по себе и информационные технологии, основанные на ее использовании, на сегодня являются одним из самых доступных средств получения информации. В процессе обучения физике учащимся можно предложить выполнение самостоятельных работ с материалами сайтов Интернета, участие в конференциях, Интернет-форумах и Интернет-олимпиадах.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение ИКТ на уроках физики расширяет возможности для творчества, как в процессе обучения, так и развития обучаемых. Обучение становится более индивидуализированным. Необходимо также отметить, что новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, способствуют развитию исследовательских, информационных, коммуникативных навыков учащихся, а учителя стимулируют к освоению исследовательских проектных методик.