Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1 1
1
1810 KB

Дети, принятые в 1-классы общеобразовательных школ, сталкиваются с серьезными трудностями школьной образовательной системы. Главная причина их неудач – замедленное психическое развитие, которое тесно связано со сферой социального развития ребенка. При зачислении ребенка в школу необходимо опираться не только на биологический возраст и данные физического развития ребенка, но и разработать параметры социально-психологической подготовленности ребенка к школе, как показало время, – это требование сегодняшнего дня. По данной проблеме широко известны научные разработки таких исследователей как А.В. Запорожец, Д.Б. Элконин, Л.И. Божович, Х.Т. Шерьязданов и др. Хотя психологам, педагогам, родителям хорошо известна важность общения детей, все еще достаточно нерешенных проблем. В течение последних 30-40 лет организуются и применяются такие активные и оперативные (мобильные) методы социального развития учащихся начальных классов, как различные психологические тренинги. Они основаны на групповых занятиях и эффективность их научно доказана (Л.А. Петровская, А.Г. Ковалев и др.). Результаты тренинговых занятий видны по адекватности развития личности, эффективности социального развития учащихся начальных классов. Психологическое воздействие для учащихся начальных классов различных социально-психологических тренингов, таких как сензитивные, учебно-тренировочные, по искусству и танцам, арттренинг (рисование), недостаточно изучена. Воспитание всесторонне развитой личности – одна из самых важных теоретических и практических задач психологической науки.

В советской психологии особое внимание уделяется общественно-исторической практике культуры восприятия и чувственности, взаимоотношениям в процессе «социального управления» (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В раскрытии роли взаимоотношений особое место занимает деятельность таких ученых, как А.А. Бодалев, В.М. Бехтерев, и Л.Ф. Лазурский. Период начальной школы является промежутком формирования сознательных предпосылок «личности». В.В. Давыдов указывает на факт формирования основ теоретического сознания (научного, художественного, морального) личности в ходе учебного процесса после зачисления ребенка в школу. Б.Г. Ананьев особо отмечает, что учебный процесс в школе коренным образом меняет весь образ жизни детей, их место в иерархической лестнице в семье, ибо появляются новые обязанности вне семейной жизни, то есть обязательный школьный труд. Психологи, особо отмечая роль учебной деятельности в формировании личности учащегося начальной школы, отдельно указывают на такие аспекты как «восприятие внутренней позиции учащегося» (Л.И. Божович), «изменение мотивов характера, раскрывающих новые источники развития познавательных и моральных сил» (В.В. Давыдов), изменение общественного места, охватывающего осознание учащимся «учебной обязанности в школе» (Н.Ф. Добрынин). В советской психологии мотивационная сфера рассматривается своеобразно, она состоит из сложной системы, состоящей из активно направленного отношении человека к истине, к самому себе, к другому человеку и охватывает разные виды побуждения (Л.И. Божович). Мотивационная сфера учащегося определяется, как очень важный фактор, «педагогической оценкой», влияющей на его эмоционально-волевую сферу, изменение отношений, определяющих умственную деятельность. По мнению психологов, основной облик взаимоотношений детей школьного возраста заключается в слиянии внешних жизненных ситуаций их дружеских отношений и случайных увлечений. У детей примерно этого возраста главной руководящей деятельностью является учение. Общение в основном рассматривается как деятельность, удовлетворяющая необходимость познания самого себя и других людей (М.И. Лисина). Система взаимоотношении ребенка со взрослыми, само личностное взаимоотношение характеризуются через учебную деятельность (Д.Б. Элконин). Разные формы психики меняются в зависимости от возрастных различий, выделяются различными темпами в зависимости от ступеней развития человечества, имеют различные значения для определенных периодов жизни: 1 – младенческий период (от рождения до годовалого возраста); 2 – ранний детский период (от 1 года до 3 лет) – период функциональной независимости и развития речи; 3– Период дошкольного детства (от 3 до 6 лет) характеризуется развитием личности и познавательных процессов ребенка; 4 – Начальный школьный возраст (от 6 до 11-12 лет) соответствует периоду вхожденияребенка в социальную группу и развития умственных способностей и знаний. В период перехода от одного возраста к другому возрасту в связи с разрушением ранее сформировавшихся норм взаимоотношений с окружающей средой и формированием новой системы взаимоотношений с новым миром, наступает кризис взаимоотношений. Все это характеризуется как для самого человека так и его социальной среды важными психологическими трудностями: наступают кризисы, соответствующие возрасту 1 года, 3 лет, 7 лет, 13-14 лет, 17-18 лет. Основным видом деятельности начального школьного периода является учебная деятельность. В связи с поступлением ребенка в школу, этот период определяет всю систему его взаимоотношений. На основе занятия учебной деятельностью ребенок начинает усваивать выработанные человечеством способности, подчиняться в своей работе всеобщим обязательным правилам. У детей начинают вырабатываться словесно-причинные, мыслительные способности, заменяющие другие познавательные процессы. Поступление ребенка в школу расширяет сферу его социальных взаимоотношений, обязательно влияет на «Я-концепцию». На основании обязательных глубоких и разнообразных качественных преобразований, произошедших вследствие вхождения ребенка в социальную среду, возраст 6-7 лет можно назвать начальным периодом социального развития. Период жизни человека, проведенный в школьных стенах, является ее второй ступенью. В этот период жизни формируются психологические структуры личности и субъекта учебно-познавательного процесса, обеспечивающие учебный процесс. В школьный период начинается формирование целостных показателей личности и субъекта деятельности, то есть характера, общих и дополнительных способностей, мировоззрения, способности целевого прогнозирования и мотивиационно-потребностной сферы, интереса к профессиональной ориентации, ценностных ориентаций, поведения и способности самостоятельно контролировать свои действия. На основе ориентации ребенка в социальной среде и овладения поведенческих типов начинается формирование характера его личности. Прежде всего, через косвенное и непосредственное отношения со взрослыми до ребенка доходит древнее наследие предков. Вместе с тем, только через посредство общения могут формироваться социальные нормы психики (сознательные виды речи, сознания, памяти, мышления, перцепции, волевых качеств, личностные характеристики и т.д.). С момента поступления детей в школу.а также в их игровой деятельности до этого периода у учащихся начинается процесс интенсивного формирования качеств личности, обеспечивающих общение. Кроме взаимных общений в семье и со сверстниками, формируются новые виды общения, связанные с общением с учителями, со сверстниками, также система дружеских взаимоотношений, связанные со вступлением детей в различные кружки и группы. Коммуникативные грани общения определяются в ходе обмена информацией между людьми; интерактивная сторона общения выявляется в организации взаимодействия людей. Средствами общения являются: а) Язык – система слов и понятий и объединение значимых словосочетаний, употребляющихся в общении с учением. б) Интонация (тембр голоса), передающая различные оттенки смысла одной и той же фразы, эмоциональная ясность. в) Поза в момент общения, внешний вид лица, взгляд могут усилить, дополнить или отрицать.смысл сказанного. г) Жест как средство общения может быть общепонятным для всех, то есть, каждый жест характеризуется свойственным ему значением. Виды общения можно классифицировать по нижеследующему: 1. «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника и особенности его личности, интересы. Используются привычные маски, набор стандартных фраз, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. 2.Примитивное общение – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает – отталкивают безразличием или грубостью. 3.В формально-ролевом общении обращается внимание не на личность собеседника, а на его социальную роль. 4.При деловом общении учитываются те особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, которые влияют на дело, которым вы заняты. 5. Духовное или межличностное общение возможно между друзьями или людьми, хорошо знающими друг друга, близкими людьми. При таком контакте можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов – друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонациям. 6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника. 7. Суть светского общения – в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что принято говорить в подобных случаях.Процесс взаимного восприятия людей признается как обязательная составная часть общения и называется перцепцией. Наиболее удобный путь познания личностных качеств самого себя и других людей – это рефлексия, или явление обратной связи. Это понимание того, как воспринимается действующий индивид своим партнером. Общение будучи сложным социально-психологическим процессом осуществляется по нижеследующим основным каналам: через речь и по каналам без участия речи. Речь проявляется как средство общения, как источник информации и как средство воздействия на собеседника. По данным исследований, в ежедневном акте человеческого общения доля речи составляет 7 %, звуки и интонации – 37 %, воздействие без участия речевых средств равно 33 %. Движение мышц лица человека, выражающее, внутренние переживания, является показателем его эмоционального состояния. Жесты составляют 70 % информации, то есть глаза, взгляд человека, выражение его лица могут сообщить больше, чем слова. А лоб человека, его брови, рот (губы, глаза, нос, подбородок) определяют основные эмоции человека.В общении с другими людьми каждый человек занимает определенные социальные роли. Какую роль будет играть человек, это зависит от него самого, то есть от его силы, слабости, уровня интеллекта, самокритичности, гибкости характера. Индивидуальные психологические особенности человека зависят от типа высшей нервной системы, проявляются, прежде всего, в свойствах его темперамента.