В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования указывается, что «она должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса» [5]. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Исходя из этого, перед ДОУ поставлена важная задача – разработать целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённые темы, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области, призванные обеспечить формирование интегральных качеств личности дошкольника, его гармоничное вхождение в социум и готовность к школьному обучению.
Проведенная экспериментальная работа, на базе МАДОУ «Детский сад № 119 «Соловушка» г. Магнитогорска под руководством доцента кафедры управления образованием ФГБОУ ВПО «МаГУ» С.Н. Томчиковой показала, что большие возможности для реализации вышеназванных задач представляет такая тема, как «Народные кукольные герои».
Народные кукольные герои – это обобщенные типы различных народов, воплощенные в кукольных образах. В каждой стране существуют свои кукольные герои. Так, например, в Италии – Пульчинелла, в Англии – Панч, в Германии – Касперле, во Франции – Полишинель и Гиньоль, в России – Петрушка, в Чехословакии – Кашпарек и др. Народные кукольные герои, в чём-то похожие, а чем-то разные, но всех их объединяет одно: на сцене они шутят, озорничают, высмеивают недостатки людей [1].
В рамках темы «Народные кукольные герои» могут решаться образовательные задачи таких
образовательных областей, как «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка» и др. Кроме того, введение темы «Народные кукольные герои» в старшей, а затем в подготовительной к школе группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственность в детском развитии на протяжении старшего дошкольного возраста, а также органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. Важным является и то, что данная тема является социально значимой и одновременно вызывает личностный интерес детей, обеспечивающий мотивацию образовательного процесса.
Темы и формы организации работы по ознакомлению старших дошкольников с народными кукольными героями, прошедшие апробацию на практике, представлены в таблице.
Тематика и формы проведения работы по ознакомлению старших дошкольников с народными кукольными героями
Тема |
Форма проведения |
Старшая группа |
|
1. Петрушка и его имя |
Беседа с Петрушкой |
2. Кукольники и шарманщики |
Игры с Петрушкой |
3. В стране Петрушечных кукол |
Игра-путешествие |
4. Поговорим о Петрушке |
Развлечение (игра-соревнование) |
Подготовительная группа |
|
1. Торжок |
Виртуальная экскурсия на торжок |
2. Как старик корову продавал |
Чтение художественной литературы |
3. Балаганы |
Виртуальная экскурсия на ярмарку |
4. Петрушечная комедь |
Представление с перчаточными куклами |
5. Медвежья потеха |
Виртуальная экскурсия на ярмарку |
6. Раек и раешники |
Виртуальная экскурсия на ярмарку |
7. Ярмарка |
Развлечение (показ детьми перчаточного театра «Как старик корову продавал) |
8. Пульчинелла |
Игра-путешествие в Италию |
9. Полишинель |
Игра-путешествие во Францию |
10. Гиньоль |
Игра-путешествие во Францию |
11. Панч |
Игра-путешествие в Англию |
12. Касперле |
Игра-путешествие в Германию |
13. Маленькие знатоки |
Развлечение (игра-соревнование) |
Данная работа может быть организована в процессе непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной театрализованной деятельности детей, в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В ходе ознакомления с народными кукольными героями могут использоваться как традиционные дидактические средства, так и нетрадиционные. В настоящее время одним из эффективных дидактических средств, выходящим за рамки традиционной системы обучения, является мультимедиа презентация. Мультимедиа презентация – это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Широкое использование иллюстративного материала и Flash анимации в презентации позволяет, не покидая стен дошкольного учреждения, легко и доступно познакомить дошкольников с театральным искусством [2]. Ниже приведен пример сценария ознакомления детей седьмого года жизни с народным кукольным героем Франции с использованием мультимедиа презентации.
Тема. «Полишинель» [3]
Цели: Познакомить детей с французским народным кукольным героем Полишинелем: его внешним видом, характером. Формировать представление о географическом положении Франции. Развивать внимание. Учить разыгрывать диалог с перчаточными куклами с использованием слов на французском и русском языках. Упражнять в технике вождения перчаточных кукол. Закрепить умение исполнять французскую народную песню и танец. Оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа презентация «Полишинель» [4], перчаточные куклы Петрушки и Полишинеля.
Ход проведения. 1. Педагог сообщает детям, что сегодня они познакомятся с французским народным кукольным героем Полишинелем. (Показывает слайд 1.) Знакомит дошкольников с географическим положением Франции. (Показывает слайд 2.) и предлагает отправиться туда на паровозе. (Показывает слайд 3.) Проводит игру «Паровоз».
Рис. 1. Слайд 1
Рис. 2. Слайд 2
Рис. 3. Слайд 3
Рис. 4. Слайд 7
Звучит французская народная песня «Алюэтта». Дети поют её вместе с педагогом, а потом повторяют знакомые скороговорки. Педагог показывает слайды (4-6) с изображением Полишинеля и рассказывает о нем: «Полишинель одет в веселый карнавальный костюм и треуголку. Его огромные глаза, в зависимости от поворота куклы, выглядят то озорными, то сердитыми, то радостными. Он веселый и любит много поесть». Затем разыгрывает сценку «Знакомство» с перчаточными куклами.
Навстречу друг другу идут Петрушка и Полишинель.
Петрушка: Привет!
Полишинель: Salut! (Салю.)
Петрушка (жмёт руку): Петрушка.
Полишинель: Polichinelle (Полишинель.)
Петрушка: Я русский. Полишинель Je suis francais. (Жёсюи франсэ.)
Петрушка: Пока!
Полишинель A bientot! (Абъенто.)
Педагог беседует с детьми:
– Какое имя у французского кукольного героя?
– На каком языке он разговаривал?
– Как на французском языке будет «привет»?
– Как сказать по-французски «пока»?
– Как по-французски «француз»?
Все французские слова дети повторяют хором и по одному. Ребята танцуют под музыку французский народный танец.
2. Дети парами самостоятельно разыгрывают сценку «Знакомство» с перчаточными куклами. После нескольких выступлений проводится игра «Замри». Дети бегают под музыку. Как только она заканчивается, участники должны остановиться и замереть в определенной позе. Нарушившие правила выходят из игры. Игра повторяется несколько раз.
3. Педагог выясняет, что ребята узнали нового. Проводит игру «Угадай-ка». (Показывает слайд 7.) Дети угадывают имена знакомых народных кукольных героев. Педагог сообщает дошкольникам, что в следующий раз они познакомятся с еще одним народным кукольным героем Франции.
Из приведенного примера видно, что в процессе ознакомления старших дошкольников с французским народным кукольным героем решается задача интеграции содержания четырех образовательных областей:
– «Познание»: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
– «Социализация»: развитие игровой (театрализованной) деятельности детей;
– «Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
– «Музыка»: развитие музыкально-художественной деятельности.
Кроме, того вокруг вышеназванной темы, происходит объединение нескольких специфических видов детских деятельностей: познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной и театрализованной. Использование мультимедиа презентации также позволяет достичь интеграции различных средств обучения.
Следует отметить, что при ознакомлении старших дошкольников с народными кукольными героями необходимо придерживаться следующих дидактических принципов:
– принципа поэтапности, позволяющего последовательно усложнять задания, учитывая ранее полученные знания и умения детей;
– принципа одновременного включения всех анализаторов в процесс познания, обеспечивающих прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов, а также индивидуальный способ познания каждого ребенка;
– принципа наглядности – использование наглядных средств (игрушек, пособий, картинок, технических средств), которые создают развернутую картину действий и результата;
– принципа проблемности, т.е. активизации мыслительных процессов детей с помощью методов проблемного обучения;
– принципа активности и самостоятельности, предусматривающей сотворчество педагога и воспитанника;
– принципа индивидуально-личностной ориентации – учета индивидуальных особенностей детей;
– принципа познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления;
– принципа коммуникативности, т.е. удовлетворения потребности детей в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация;
– принципа динамичности, т.е. сменяемости видов детской деятельности.
Таким образом, проведенная работа показала, что введение темы «Народные кукольные герои» в старшем дошкольном возрасте позволяет обеспечить гармоничное объединение различных образовательных областей и видов детской деятельности, направленных на формирование интегральных качеств личности детей, их социализацию и готовность к обучению в школе.