В настоящее время приоритетной задачей развития физкультурно-спортивного движения в нашей стране является максимальное вовлечение детей, подростков и молодежи в активные занятия физической культурой и спортом. Особой популярностью пользуются занятия массовыми видами спорта такими, как: баскетбол, волейбол, футбол, хоккей, легкая атлетика и др.
Баскетбол занимает одно из ведущих мест в программном материале по физической культуре всех образовательных школ, колледжей и вузов. Поэтому очевидна актуальность вопроса повышения качества образовательной деятельности, совершенствования методики обучения студентов физкультурных вузов навыкам игры в баскетбол, независимо от вида спортивной специализации.
Противоречие между потребностью в квалифицированных специалистах и дефицитом учебного времени, отведенного на освоение программы общего курса баскетбола определило проблему оптимизации учебного процесса по данному виду спорта в физкультурных вузах. Одним из направлений решения данной проблемы представляется разработка методики применения подвижных игр в процессе обучения баскетболу с учетом уровня подготовленности студентов различных специализаций.
Реализация дифференцированного подхода при разработке новых технологий обучения является важным условием совершенствования системы обучения в физкультурном вузе (Т.К. Селевко, 1998; В.А, Корнилов, А.К. Рынков, 1994; В.Ф. Ковалевский, 1994, Е.А. Короткова, 2001 и др.). Поэтому дифференцированное использование подвижных игр в содержании учебного процесса по баскетболу с учетом особенностей студентов разных спортивных специализаций определило направление нашего исследования.
Цель исследования – совершенствование процесса обучения технике баскетбола на основе дифференцированной методики применения подвижных игр для студентов различных специализаций.
Мы предполагаем, что процесс обучения студентов в физкультурных вузах основам техники игры в баскетбол будет эффективен, если:
– разработаны и научно обоснованы технологические подходы, обеспечивающие становление навыков игры в баскетбол в условиях ограниченного учебного времени;
– учтены особенности избранной специализации студентов и уровень их подготовленности;
– в содержании занятий по баскетболу использованы подвижные игры, специально подобранные с учетом специализаций учебных групп.
Научные исследования проводились в четыре этапа.
Ha 1 этапе был проведен анализ и обобщение литературных данных с целью теоретического обоснования проблемы, поиска форм, методов организации и проведения экспериментального исследования.
На II этапе провели педагогическое исследование, которое было направлено на: I. Выявление уровня развития основных физических качеств студентов различных специализаций; II. Определение влияния занятий баскетболом на уровень проявления физических качеств и техническую подготовленнсть.
На III этапе проводился педагогический эксперимент. Основываясь результатами предварительного исследования и данными специальной научной литературы (Л.П. Матвеев, 1991; И.А. Филина, 1997), студенты были организованы в следующие группы: в первую вошли студенты, специализирующиеся в легкой атлетике, плавании, лыжном спорте; во вторую – представители гимнастики (спортивной и художественной), спортивных танцев и акробатики; в третью группу – студенты спортивных единоборств; в четвертую – студенты адаптивной физической культуры и двигательной рекреации; пятую группу составили студенты, занимающиеся спортивными играми (баскетбол, волейбол, футбол, хоккей).
Программный материал в группах был распределен в соответствии с результатами первого этапа эксперимента, с учетом выявленных сильных и слабых сторон подготовленности и специфики избранного вида спорта.
Особенностью построения занятий в учебных группах было использование в подготовительной части урока подвижных игр, специально подобранных с учетом уровня подготовленности и специфики соревновательной деятельности представителей различных специализаций. Их направленность связана с развитием «профилирующих» для баскетбола двигательных способностей, определяющих успешность освоения программного материала и, соответственно, подтягивания «отстающих» сторон физической подготовленности.
На четвертом этапе исследования проводилась статистическая обработка, анализ и обобщение полученных экспериментальных данных.
По результатам выполнения контрольных упражнений в конце эксперимента выявлен достоверно более высокий уровень подготовленности студентов, занимающихся по предложенной нами программе. Темпы прироста исследуемых показателей у участников второго этапа эксперимента были значительно выше, чем у студентов, занимающихся по традиционной программе на первом этапе исследования.
Полученные данные подтвердили гипотезу, что занятия на общем курсе баскетбола должны строиться с учетом специфики спортивной деятельности студентов различных специализаций. Занимающиеся должны развивать ведущие физические качества, характерные для избранного вида спорта и в тоже время «подтягивать» отстающие двигательные способности, от которых зависит успешность освоения техники игры в баскетбол. Это положение, являющееся основой экспериментальной методики, подтвердило свою эффективность в процессе настоящего исследования.
Подвижные игры целесообразно подбирать с акцентом на слабые («отстающие») стороны подготовленности студентов, параллельно развивая и более сильные, «профилирующие» – для каждой спортивной специализации физические качества в соотношении 60 на 40 %.
В процессе обучения основ техники баскетбола следует уделять большое влияние формированию профессионально-педагогических умений и навыков, активизируя сознательную деятельность занимающихся и их познавательные способности. С этой целью рекомендуется применять специальные методические приемы, связанные с привлечением студентов к непосредственному участию в организации и проведении урока.