Тенденции современного образования требуют воспитания в молодых людях активного отношения к обучению, включения их в процесс самообразования и саморазвития. Надстройка профильного учебного предмета, развитие содержания одного из базовых учебных предметов, а также удовлетворение познавательных интересов учащихся – основные цели реализации профильного и предпрофильного обучения в рамках элективного курса.
Элективные курсы (от лат. electus – избранный) являются неотъемлемым компонентом основной образовательной программы школы. Для них не существует определенных и строгих образовательных стандартов, что оставляет возможность обширного вариативного компонента, как в выборе основных подходов к обучению, так и его принципов, методов и средств.
В рамках изучения дисциплины «Профильное биологическое образование» нами была разработана рабочая программа профильного элективного курса «Биохимия и здоровье», рассчитанного на учащихся 11 класса, которая предполагает 34 часа учебных занятий.
Данный курс по выбору углубляет содержание общеобразовательного раздела школьного курса биологии – «Человек и его здоровье», а так же устанавливает межпредметные связи с общеобразовательными курсами по биологии и химии. Элективный курс «Биохимия и здоровье» имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны здоровья.
Элективный курс «Биохимия и здоровье» предполагает изучение основных данных о влиянии продуктов питания на здоровье человека. В курсе уделяется большое внимание вопросам гигиены питания, а так же раскрываются молекулярные механизмы разрушающего действия алкоголя, никотина и наркотиков на здоровье человека. Материал, лежащий в основе данного элективного курса, позволяет изучить биохимические реакции, на которых базируются процессы роста и развития организма человека.
Одной из актуальных идей модернизируемого сегодня российского образования выступает идея формирования и развития у учащихся системы ключевых компетенций, необходимых для продолжения профильного обучения на уровне ВУЗа, а также применении в дальнейшей профессиональной деятельности, личной и общественной жизни. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки, способы деятельности), относящихся к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [3].
Разработанный нами элективный курс для профильного биологического образования профильный нацелен на формирование у учащихся следующих компетенций:
– ценностно-смысловых, которые ориентированы на осознание учащимися своей роли и предназначения, овладение умениями выбирать целевые установки для своих действий и поступков и принятие на их основе осознанных решений;
– учебно-познавательных, определяющих объединение знаний, умений организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки учебно-познавательной деятельности;
– информационных, обеспечивающих способности самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации;
– коммуникативных, определяющих умение взаимодействовать с окружающими людьми, навыки работы в группе и в коллективе, умение представить свою работу и вести диалог при ее обсуждении [5].
Становление указанных компетенций у учащихся профильных классов, по нашему мнению, в рамках элективного курса «Биохимия и здоровье» наиболее эффективно осуществляется в условиях системного применения деятельностного подхода в обучении школьников.
Значение деятельности для формирования личности человека достаточно обосновал в своих работах А.Т. Леонтьев, считавший, что каждое новое поколение, прежде чем овладеть достижениями человеческой культуры, должно пройти свой деятельностный путь, который аналогичен пути стоящему за этими достижениями [2]. Суть этого подхода заключается во включении учащихся в процессе обучения в различные виды деятельности [1], в том числе и практические, через которые также могут быть успешно реализованы два других подхода – личностно-ориентированный и коммуникативный. В этой связи стоит уделить особое внимание проблемному лабораторному методу, реализуемому в рамках разработанного нами профильного элективного курса.
Практические методы занимают важное место в системе методов современного обучения, несмотря на то, что о необходимости применения методов практической деятельности писал еще Я.О. Каменский, подчеркивавший целесообразность их правильного соединения со знаниями, а также Дж. Дьюи, содействовавший росту значимости практических методов в образовании разных типов и уровней.
В связи с этим важнейшей составляющей процесса освоения учащимися элективного курса «Биохимия и здоровье», по-нашему мнению, является учебный эксперимент и проблемный лабораторный метод, как компоненты деятельностного подхода в обучении.
Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, реализуемых через создание искусственных условий, позволяющих вызвать какое-либо явление для исследования причин его появления, его хода и последствий [4]. Данный метод можно использовать традиционным или проблемным способом. В этой связи, различают традиционный и проблемный лабораторные методы. Использование только первого не дает возможности достичь оптимальных результатов в направлении развития интеллектуальной самостоятельности учащихся в процессе формирования ключевых компетенций. Однако это позволяет осуществить проблемный лабораторный метод, в ходе которого происходит коммуникация учащихся в выявлении, формулировке и разрешении, представленных теоретических и практических проблем, осуществляется овладение новыми знаниями, на основе приобретенных ранее, в результате активной самостоятельной или групповой деятельности.
С целью применения проблемного лабораторного метода нами разработана система лабораторных работ в рамках элективного курса «Биохимия и здоровье» (таблица).
Система лабораторных работ
Тема лабораторной работы |
Проблемный вопрос, на решение которого направлена деятельность учащихся |
Влияние компонентов табачной вытяжки на прорастание фасоли |
Только ли никотин в составе табака оказывает основное разрушающее действие на живой организм? |
Влияние компонентов табачной вытяжки на живые организмы на примере семейства Гамбузиевых |
Накапливаются ли токсические компоненты табака в живом организме? |
Влияние спирта на переваривание пищи и жизнедеятельность кровяных телец |
Снижается ли иммунитет у людей, злоупотребляющих алкоголем? |
Обнаружение витаминов. Каталитическая активность ферментов в живых тканях |
Присуща ли ферментативная активность клеткам растений? |
В процессе выполнения лабораторных работ актуализируются познавательная, коммуникативная и исследовательская деятельность школьников.
Познавательная деятельность учащихся организуется педагогом в процессе изучения теоретического материала для выполнения лабораторной работы. Например, перед выполнением лабораторной «Влияние спирта на переваривание пищи и жизнедеятельность кровяных телец» учащимся предлагается в группах составить схемы первичного и вторичного поражения организма этанолом, обосновать свое мнение и подвести итоги.
Условием коммуникативной деятельности учащихся является обсуждение результатов лабораторных работ, интерпретация полученных данных, рефлексия достижений в процессе фронтальной или групповой работы.
Исследовательская деятельность школьников направлена на решение проблемы, поставленной перед выполнением лабораторной работы. Инструктивные материалы к лабораторным работам позволяют создать условия для выдвижения гипотезы, проведения исследования, обобщения полученных данных. В качестве примера, можно привести задание в рамках лабораторной работы «Обнаружение витаминов. Каталитическая активность ферментов в живых тканях» по определению витамина А в подсолнечном масле: в пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-го раствора FeCl3, при наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание, обоснуйте полученный результат.
Мы полагаем, что реализация описанной системы лабораторных работ позволит:
– обобщить, систематизировать, углубить полученные теоретические знания по элективному курсу;
– применять учащимся полученные знания на практике;
– развивать интеллектуальные умения учащихся (анализ, проектирование, конструирование) и коммуникативные навыки.
В реализации данного метода могут быть применены, как групповая, так и индивидуальная формы работы, что также будет способствовать формированию ключевых компетенций профильного образования.