В последнее время в различных отраслях экономики стал широко использоваться проектирование, в связи с чем, возросла потребность в проектном обучении. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Возникнув в 20-е годы в США, он привлёк внимание и русских педагогов С.Т. Шацкого, А.У. Зеленко. Идеи американских педагогов Дж. Дьюи и Х.В. Килпатрика получили дальнейшее развитие. Метод проектов активно развивался в США, Великобритании, Германии, Италии и многих других странах [1].
На сегодняшний момент существует определенная классификация проектов в соответствии с их признаками. В соответствии с первым признаком доминирующего метода – различают следующие типы проектов: исследовательские; творческие; приключенческие, игровые; информационный проект; практико-ориентированные; с открытой, явной координацией и со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты). По второму признаку (характеру контактов) проекты разделяются на внутренние и международные. По количеству участников проектов можно выделить три типа проектов: личностные, парные, групповые. По признаку продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные [2].
Взяв за основу первую классификацию, можно сделать вывод о том, что преобладают проекты прикладного плана, однако, мы поговорим о проектах исследовательского плана. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием: аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, –обозначение Новых проблем на продолжение исследования.
Для исследовательского проекта характерно следующее:
– не повторяется (новизна);
– имеет заранее сформулированную цель;
– имеет определенное начало и конец;
– ограничен во времени и средствах;
– сложен;
– требует привлечения специалистов разных профилей;
– имеет высокий приоритет.
Проект должен быть нацелен на достижение в течение установленного времени и при использовании ограниченных ресурсов конкретно поставленной цели, которая настолько нова, что требует специальных подходов к ее реализации:– создания проектной группы или образования творческого коллектива;
– управления (как обеспечить выполнение проекта с учетом требований к качеству, издержкам и срокам).
Многие проекты могут осуществляться наряду с обычной повседневной деятельностью. Вместе с тем нередко реализация проекта требует организации рабочей группы.
На мой взгляд, существует необходимость включить в учебную программу такие исследовательские проекты, которые будут нацелены на развитие у учащихся так называемой «деловой жилы». Это качество впоследствии может помочь им открывать свои малые предприятия и поднимать экономику региона, края, где они живут, а также развиваться самим как состоятельным людям.
Примером таких исследовательских проектов в школе может стать:
1. Исследование востребованности какого – либо товара в регионе (Спрос – предложение, возможность адаптации на рынке нового товара).
2. Определение личностных качеств, с помощью различных методик тестирования (в том числе в рамках психологии).
3. Исследование имиджа бизнесмена.
4. Игра на вымышленной бирже (игра-исследование).
5. Организация рабочей группы и постановка перед ней задачи, которая напрямую связанна с исследовательской деятельностью.
По моему мнению, при выполнении такого рода проектов, решается ключевая задача школьной жизни – не только обучить и воспитать ребенка, но и подготовить его к тем трудностям, которые его ждут после окончания школы и/или ВУЗа.
Проекты исследовательского плана нацелены на выявление и устранение недостатков в той или иной сфере (бизнес, обучение, социологические исследования и т.д.). Без применения таких проектов успех и модернизация обучения, повышение квалификации и увеличение эффективности бизнеса не возможно.
На сегодняшний момент большинство выпускников вузов не идут работать по специальности, так как зарплаты, которую им предлагают не достаточно для удовлетворения потребностей (поскольку больше половины выпускников к концу пятого курса обзаводятся семьями, количество потребностей увеличивается), это проблема актуальна для таких специалистов как учителя, врачи, воспитатели. В большинстве случаев, у них не остается выбора, кроме как работать не по специальности. По моему мнению, школьников необходимо подготавливать не просто к получению профессии, а к жизни в условиях постоянной конкуренции, ведь современное общество больше похоже на джунгли, чем на общество.