Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1
1
1801 KB

Необходимость модернизации российской экономики на сегодняшний день ставит новые акценты в проведении государственной молодежной политики В первую очередь это выражается в попытке решить социальные проблемы молодежи, способствовать приобретению нею профессионального образования и профессии. В последнее время все активнее поднимаются вопросы профессиональной ориентации подрастающего поколения.

Совершенствование молодежной политики, как необходимого условия социализации молодежи, выражается в принятии государством законов и законопроектов в данном направлении, разработке стратегии молодежной политики в стране [1, 2, 3].

Однако положение молодежи на местах оставляет желать лучшего. В повседневной жизни ее сопровождают такие социальные проблемы как безработица, снижение уровня образованности, сложности с получением рабочей профессии в связи с сокращением количества учреждений НПО и, тем более, ее приобретении на предприятии.

Отсюда возникает потребность в активизации разрешения социальных проблем молодежи, прежде всего на региональном и муниципальном уровне. Одной из них является необходимость совершенствования профориентационной работы с подрастающим поколением.

Она вызвана, в первую очередь, значимость для общества разрешения проблемы формирования профессиональных компетенций молодежи через ее профориентацию. Первостепенное значение здесь имеет организация и совершенствование профориентационной деятельности в системе «вуз-школа».

Поэтому целью данной работы является изучение вопросов формирования профессиональных компетенций молодежи через уу профориентацию в системе «вуз-школа».

Профориентация – это (лат. professio – род занятий и фр. orientation – установка) – система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Она включает в себя:

Профессиональное просвещение – обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

Профессиональное воспитание – формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.[4]

Профориентация несет на себе всецельную социальную направленность. Она способствует:

• выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет_человеку_общество [5].

• проявлению индивидуальной активности в диалектике общественного развития [6].

• умственному, трудовому и нравственному развитию личности [7].

Выбор профессии начинается со школьных лет. Профессия важна для молодежи. Молодежи необходимо выбрать будущую профессию. Это невозможно без взаимодействия вуза со школой. Поэтому профориентационная работа среди старших классов должна проводиться на постоянное основе. Важную роль здесь играет как школа, так и учреждения профессионального образования.

В этом отношении важным является организация социального партнерства между профессиональными учебными заведениями и школой, так как школа ориентирует подрастающее поколение на выбор профессии, а ВУЗ развивает профессиональные компетенции личности Для такого партнерства есть вполне определенная основа. И школа и вузы видят ее во взаимодействии по вопросам профориентации молодежи. Так, социальная функция школы заключается в формировании всесторонне развитой личности, обладающей социальными компетенциями, способную найти и реализовать себя в обществе. Достичь этого без ее, в том числе, профессиональной ориентации представляется невозможным. Высшие профессиональные учебные заведения так же заинтересованы в том, чтобы возрастало количество профессионально ориентированных молодых людей, осознанно сделавших выбор профессии. Это необходимо для повышения профессионального уровня студентов как будущих выпускников вузов, начинающих работать в производственной сфере и формирования их профессиональных компетенций.

Сам по себе процесс формирования профессиональных компетенций является важной и сложной проблемой, разрешить которую под силу только объединив усилия общего и высшего профессионального образования. Об этом говорит уже само понятие «компетенция», которое происходит от латинского слова competere – соответствовать, подходить.[8]

В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность сотрудника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами [9].

Принято считать, что основными компонентами профессиональной компетентности являются:

1) социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

2) персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

3) специальная компетентность – умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

4) аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;

5) экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях.

Для становления будущего специалиста особенно значимой является профессиональная компетенция, которая выражается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности. Ее формирование необходимо начинать в школе и продолжать в высшем учебном заведении.

Поэтому основные направления взаимодействия в системе «вуз-школа» должны включать в себя:

1) проведение профориентационых собеседований с о школьниками;

2) организацию при помощи вузов углубленного изучения профильных предметов для формирование более глубокого понимания основ профессии;

3) проведение совместных профориентационных мероприятий и многое другое.