Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1
1
1832 KB

На современном этапе развития российского общества требования, предъявляемые к выпускникам профессиональных образовательных учреждений и определяющие социальный заказ государства на представителей данных профессий, довольно высоки. Это относится не только к уровню профессиональных знаний и умений, но и к профессионально-значимым качествам личности, в том числе к ее моральным принципам. Так, в »Концепции модернизации российского образования до 2025 г.» подчеркивается: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны. В национальной доктрине образования Российской Федерации приоритетное место отведено духовно-нравственному здоровью подрастающего поколения. В этих условиях особую ценность представляет моральная позиция специалиста.

Особую актуальность рассмотрению проблемы развития моральных качеств будущих специалистов придает духовно-нравственный кризис современного общества, вызванный переходом России к рыночной модели экономики и повлекший за собой значительные изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни страны.

Необходимо подчеркнуть, что проблема формирования нравственности волновала человечество на всех этапах его исторического развития. Она была в центре внимания прогрессивных педагогов и просветителей и нашла свое отражение в трудах Я.А. Коменского, С.И. Гессена, Т.Н. Грановского, Н.И. Новикова, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.

Большое значение рассмотрению данных вопросов уделяется и на современном этапе. Так, по мнению современных исследователей, таких как Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебниковой, способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему – особые нравственные качества личности, которые она не может получить готовыми от окружающих, а должна выработать самостоятельно. Эо требует творческих усилий, т.е. самовоспитания, самосовершенствования. Самовоспитание в сфере нравственности – это, прежде всего, самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе, по всем видам своей деятельности.

В связи с этим следует отметить, что уровень духовности и нравственности нашей молодёжи сегодня заметно понижается. Отсутствуют важные моральные принципы, появилось большое количество асоциальных субкультурных молодёжных направлений, которые притягивают школьников, студентов и приводят их к деградации умственной, интеллектуальной и духовной. Наряду с такими качествами как предприимчивость, креативность, деловитость, оперативность, жизненный оптимизм тесно уживаются грубость, равнодушие, лень, самоуверенность. Поэтому в настоящее время для российского общества проблема нравственности является одной из самых злободневных и серьёзных. Нельзя говорить о тотальном исчезновении её, но современное состояние морально-нравственных принципов подрастающего поколения заставляет задуматься о повышении уровня нравственного воспитания и о возможности сохранения единого культурного и образовательного пространства.

В современных толковых словарях мораль понимается как совокупность норм и принципов поведения человека в обществе; древнейшая форма общественного сознания; социальный институт, выполняющий функции регулирования поведения. Особенность её заключается в том, что моральные принципы, нормы, правила, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности, их выполнение – внутренняя потребность человека, контролируемая общественной мыслью.

Каждый человек в своей жизни стоит перед моральным выбором. Этот моральный выбор заключается в определении высших моральных ценностей и следовании им и моральному идеалу. Однако в связи с происходящей в современном обществе переоценкой ценностей человек вынужден сам решать, что является добром, справедливостью, долгом в конкретной ситуации. Духовный кризис общества порождает кризис семьи и школы как важнейших институтов, влияющих на формирование морально-нравственных качеств человека.

Как известно, моральные начала формируются в семье. Это происходит на основании того примера, который находится у ребенка перед глазами. Данный процесс находит свое продолжение при общения с другими людьми, обучения и воспитания в школе, в процессе восприятия таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, так и сформировать на основе самовоспитания собственные моральные ценности.

Однако в современном российском обществе мы повсеместно наблюдаем нарушение нравственных норм и запретов, особенно в рекламе, СМИ, массовой культуре. Осуществляется манипулятивное воздействие на человека, особенно со стороны телевидения и рекламы, популяризирующее так называемый «гедонистический проект». Он предлагает «получать от жизни все», а значит и попробовать алкоголь, наркотики и другие «радости жизни», что приводит к изменению ценностных установок как человека, так и общества в целом.

Это приводит к тому, что происходит моральная деградация общества или, используя известное выражение Э.Гидденса, «испарение морали». Закономерно, что согласно результатам социологических опросов, падение нравов воспринимается нашими согражданами как одна из главных проблем современной России, они констатируют «порчу нравов» в качестве одной из худших тенденций.

Однако на сегодняшний день общество, находясь в состоянии перманентного кризиса, который возникает в силу политической нестабильности и экономических проблем, забывает о формировании нашего будущего поколения, которое является мощным фактором его развития. Это может привести к непоправимым изменениям в жизни страны. Для стабилизации ситуации, в первую очередь, нужно говорить о морально-нравственной стороне развития личности нашей молодёжи. Это формирование должно начинаться с момента рождения ребёнка, но родители, находясь в состоянии постоянного дефицита времени, порой не замечают поступки своих детей или не хотят замечать их, а ребёнок растёт и развивается достаточно интенсивно и из младенческого возраста очень быстро переходит в дошкольный, затем – в подростковый и юношеский. Несформированность морально-нравственных качеств ведёт к деформации представлений, ценностных ориентиров, сознания и личности.

Научные исследования показывают, что значительная часть аморальных поступков, совершаемых молодыми людьми, связана с их ориентацией на групповые нормы, которые вступают в противоречие с общественными. В результате чего молодые люди выражают неоднозначное отношение к необходимости соблюдения социальных норм.

В итоге в нашем обществе с каждым годом растёт процент молодых правонарушителей, количество самоубийств. Необходимо затронуть вопрос также и об отсутствии адекватных норм поведения нашей молодёжи в общественных местах: на улице, в транспорте, в кино, в кафе. У современных молодых людей выработаны и приняты удобные для них формы поведения, но не те, которые считаются нормами поведения в цивилизованном обществе. Проблема отсутствия нравственности у молодого поколения деформирует не только отдельную личность, она влияет на состояние дальнейшего развития нашего общества.

Как отмечают исследователи, изучив исторические циклы эволюции российского государства, каждому политическому и экономическому подъёму или спаду всегда предшествовал, соответственно, подъём или спад духовной жизни и культуры. Таким образом, нравственность – это высшая сознательно-волевая форма социальной духовности как внутренне – внешнее проявление независимости воли. Она отображает соотношение духовности народа с уровнем развития жизни общества и качеством образования.

Проблема развития морали и нравственности затрагивается и рассматривается многими отраслями наук. Ее разрешением должно быть обеспокоено в первую очередь государство, которому необходимо обеспечить политическую и экономическую стабильность страны, чтобы молодой человек, развивающийся в данном обществе, мог реально представить свой дальнейший жизненный путь и приносить пользу своей стране.

Общественная же ценность формирования профессиональных морально-нравственных норм, профессиональной этики, состоит в том, что она создает моральный микроклимат в коллективе, обеспечивает нравственное здоровье личности, благоприятствует моральной атмосфере в обществе.

Моральный микроклимат в трудовом коллективе обеспечивается за счет моральных норм, всегда несущих оценочную нагрузку в определенном ракурсе – в категориях добра и зла. Норма – это и образец, и одновременно побудитель, как к самоограничению, так и к активному действию. Соблюдение норм нравственности обязательно для каждого индивида в любом трудовом коллективе, что свидетельствует о культуре не только отдельных личностей, но и о культурном уровне всего коллектива, а также о степени и многообразии моральной жизни общества.

Вот почему в процессе обучения в вузе актуализируется необходимость формирования нравственных ценностей, наиболее значимых для той или иной профессии, образуются профессионально – значимые нравственные ценности и идеалы, формируются профессионально-ценностные ориентации.

Задача воспитания в высшем профессиональном образовательном учреждении состоит в том, чтобы помочь студенту, до того как он примет решение, сформировать оптимальное отношение к конкретной реалии жизни. В современных условиях цель воспитания в вузе состоит в формировании из студента конкурентоспособного специалиста, с высшим профессиональным образованием, обладающего социальной активностью, высокой общей культурой интеллигента, способностью уверенно ориентироваться в быстроменяющихся условиях общественной жизни.

Поэтому, на наш взгляд, формированию морально нравственных качеств будущего профессионала будет способствовать:

– введение студентов в мир новых представлений о том, что такое нравственность и чем она характеризуется, какое значение имеет в жизни человека и какую пользу приносит, какую роль играет нравственность в саморазвитии и формировании лучших человеческих качеств, которые обязательно должны присутствовать в личности будущего профессионала; расширение кругозора студентов, углубление знаний, так как в период обучения, когда закладываются основы овладения профессией, важно научить будущих специалистов технологиям самоорганизации, этическим нормам и правилам поведения, определяемыми нравственными качествами;

– овладение не только теоретическими знаниями о нравственности, но и одновременно вооружение студентов приемами и способами нравственной саморегуляции, самоуправления и саморазвития и их подготовка к духовно-нравственной самостоятельной жизни как теоретически, так и практически.