Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1 1 1
1
1851 KB

Перспективное моделирование, как фактор модернизации российского образования, должно стать вектором и профессиональным увлечением педагогов на творческих кафедрах.

Формула «интеграция гуманитарного знания, проектной культуры и информационных технологий» в исследовательской работе студентов-дизайнеров определяет контуры моделирования образовательных методик. Важно разработать маршруты исследовательской деятельности «от освоения новых дефицитных знаний до технологической реализации алгоритма действий при выполнении продукта-образца.

Если акцентировать внимание на особой специфике исследовательского маршрута, связанной с освоением этнохудожественных и графических кодов наследия в многонациональной РФ, то конечным результатом должны быть технологические модули регионального дизайна, подготовленные к внедрению в конкретную индустрию культуры, туризма, образования. Уточним, что индустрией с коммерческими секторами изготовления продукции сегодня определены не только сугубо производственные комплексы, но и культура, образование, туризм.

Введение таких направлений НИД, как «региональный дизайн», «графическое наследие», «дизайн и перформативное искусство с этнокультурным компонентом» позволит формировать новые маршруты исследовательской деятельности в границах регионов РФ. Новые маршруты предопределяют и введение новых императивов в профессиональную подготовку дизайнеров, где проектная компетентность (навык проектной разработки и специальные знания) сочетается с исследовательским компонентом.

Метод триадичной интеграции может принимать различные формы, в зависимости от концепции, научной школы или экспериментальной методики. Для того, чтобы региональная секция НИД была реализована на кафедре дизайна, необходимо сформулировать и внедрить триадичный императив-комплекс:

– новые блоки теоретических гуманитарных знаний (этнохудожественное и графическое наследие);

– методика достижения дефицитных знаний (освоение и информационная репликация этнохудожественного и графического наследия РФ);

– экспериментально-творческий подход к реализации метода триадичной интеграции: гуманитарного знания, проектной культуры и информационных технологий.

Сегодня сумбур информационного потока, как тропический ливень, захлестывает студентов до прихода в аудиторию. У молодёжи создается иллюзия самодостаточности. Чтобы привлечь внимание студентов к теме лекции, практического задания, педагогу необходимо подсказать «вход» в лабиринт достижения дефицитных знаний. Педагог-автор методики выступает в роли режиссера, прогнозирующего финал представления при помощи визуальных, аудиальных и вербальных компонентов единого многоуровневого процесса. «Помощниками» выступают ИКТ – информационно-коммуникативные технологии.

В российском образовательном пространстве уже наработан опыт комбинаторики ИКТ в условиях разных форм обучения: очного/дневного, очно-заочного, дистанционного. Сочетание FTF, e-Learning, DOT, визуальных тематических инфо-таксонов, видео и аудио материалов (из архива путешественников, учёных, коллекционеров) создаёт интерактивную возможность общения между педагогом и студентами. Ускоряется динамика выполнения заданий, контроля, оперативное проведение персональных и групповых консультаций. В целом, формируется мультимедийная среда, помогающая педагогу формировать у студентов навык работы в исследовательской лаборатории.

Важно сформировать у студентов понимание о том, что геополитические изменения предопределили необходимость уточнения объёмов природного и культурного наследия в пределах новой конфигурации РФ. Учебники и пособия советского периода включают в себя результаты масштабных многолетних экспедиций, этнографических, археологических исследований. И сегодня они являются прекрасным источником достоверных знаний. Формирование интереса и стремления к самостоятельному исследованию должно стать нормативом профессионального мышления дизайнеров.

Конкурентоспособность дизайнера часто зависит от результата поисковой работы. Как правило, малоизвестная ниша в этнохудожественном или графическом наследии, добытая самостоятельно, может питать воображение дизайнера всю жизнь и обеспечить ему известность. Но «увидеть и услышать» полифонию культурного наследия можно только с помощью развитой рефлексии и научного осмысления феноменов. Например, Василий Кандинский создавал «космические» картины на пересечении художественного, музыкального образования, на стыке научных достижений в дизайне и опыта педагогической практики со студентами российской и зарубежной школ. Многие педагоги с увлечением используют наследие русского авангарда начала ХХ столетия. Особенно ярко это прослеживается в дизайне. Студенты изучают, устно отвечают на вопросы, пишут рефераты со вставками цветных иллюстраций из Интернет-ресурса. Однако самостоятельно освоить тропу нового знания удаётся далеко не каждому студенту и даже аспиранту.

На наш взгляд, необходимо ввести требование нового формата сдачи и проверки продуктивности рефератов, где, по сути, должна быть заложена первая ступень научно-исследовательской деятельности (НИД). Изучение наследия современной многонациональной России в учебной аудитории требует переосмысления многих методических приемов, существующих в педагогической практике подготовки дизайнеров.

Во-первых, необходимо раздвинуть горизонты знаний студентов о наработанной народами РФ этнохудожественной и графической полифонии наследия. Во-вторых, внедрять каждый декоративный элемент в учебное проектирование дизайнеров как «импульсивный реактив», воздействующий на воображение. Сегодня зачастую на кафедрах дизайна мы видим прямолинейную интерпретацию традиционного наследия. В-третьих, каждый объект, созданный проектным воображением, студент должен зафиксировать и обосновать как новизну. Но сделать это без знания терминологического научного аппарата он не может. Что является, по сути, барьером, даже прессом, наглухо закрывающим достижения дизайнеров в учебных проектах от глаз общественности, экспертов.

На наш взгляд, современная культура формирования образовательного сервиса, позиционирующая аудиторно-компьютерный фонд и серверы для студентов, не затрагивает многие стыковочные (унификационные) механизмы масштабной платформы модернизации. Уже стали нормативом такие технологии, как ТИО – интегрированного обучения, помогает сформировать индивидуальный подход к каждому обучающемуся; ИКТ – использование технических устройств образовательного сервиса. Кроме стационарных компьютеров и мобильных ноутбуков, назовём цифровые фотоаппараты, проекторы, интерактивные доски; e-Learning – разработана как технологическая матрица, удобная для модернизации: учебной программы по предмету, разработки курсового или дипломного проекта.

Стандартная форма FTF, потерявшая актуальность в школьных и студенческих аудиториях, с помощью императива триадичной интеграции может превратиться в тематическое представление с комментарием педагога. Однако для педагогов старшего поколения сложно в домашних условиях формировать визуальные блоки передачи знаний в лекции с помощью info-технологий, используя при этом формулу: FTF + e-Learning + аудиофрагменты + видеофрагменты +инфо-таксоны + проверку успеваемости по модулю БРТ.

В то же время есть студенты магистратуры, аспиранты, подготовленные к профессиональной самореализации в таком тематическом учебном проекте в качестве «помощника-ассистента» профессора. Реально установить возрастную планку профессорского состава для прикрепления «помощника-ассистента»: 55-60 лет; создать конкурсный отбор среди студентов, магистрантов и аспирантов и ответственность за сохранение базы данных о содержании авторского модуля.

Позитивным фактором-показателем является большое количество методик, наработанных российским педагогами. Негативным фактором выступает отсутствие транспарентности: практически не слышно, чтобы педагог творческой кафедры работал по запатентованной методике. Так заведено, что никто не воспринимает всерьез достижения педагога как изобретение.

Императив корреляции образовательного сервиса кафедры потребует взаимной согласованности действий ППС кафедры. Контроль качества выполняемых проектов и контроль успеваемости можно рассматривать суммарно. Но есть студенты, слабо владеющие инструментально-бинарной базой: одни слабо рисуют, другие не тянутся к компьютерным технологиям.

В процессе выполнения заданий по предмету «Основы исследовательской деятельности» выясняется, что у такого студента стремление к самостоятельным рассуждениям и большой интерес к методам исследования. Педагог должен заметить, что рождается будущий учёный, который будет слабо рисовать и использовать компьютер как печатную машинку (да!) для таких гениальных рассуждений и формулировок, которые создадут новое понимание синтеза науки, культуры, образования на платформе искусства.

Практика работы на кафедре дизайна (МГГУ им. М.А.Шолохова, факультет дизайна и визуальных технологий) со студентами разных курсов позволила адаптировать комплексный зачет по дисциплине «Основы исследовательской деятельности в дизайне». Комплекс-триада включал:

– библиографию по теме научного направления в дизайне;

– научный инструментарий – термины по теме курсового проекта;

– научную статью для университетского сборника.

Секторы/секции НИД творческой кафедры должны опираться на научный стержень, чтобы студенты могли внятно озвучить свой вектор исследований. В идеале, эпицентром лаборатории НИД должны быть научные школы или концептуальные модули педагогов-экспериментаторов, как будущие научные школы.

Студенты должны иметь право выбора научного направления, методики. Это даёт возможность приобщения к разным школам, методам исследования, продуктивности результатов в реальных секторах социально-экономического развития РФ. Важно укоренить на творческой кафедре императив сложно структурированных исследований. Например:

– дизайн и графическое наследие РФ;

– сценографический дизайн и региональный стиль;

– дизайн и этно-перформативное искусство.

О последнем направлении можно добавить, что в зарубежных школах дизайна направление подготовки «ethno-performings Art» уже несколько десятилетий запущено в «образовательное производство» и пользуется большой популярностью среди молодежи. К сожалению, российские студенты интерпретации перформанса видят только в уличных представлениях для гуляющей публики и на аренах политических ристалищ.

Уточним слабо освоенные секторы наследия в системе образовательного сервиса, предлагаемого творческими вузами, факультетами, кафедрами. Для дизайнеров:

– не разработаны проектно-технологические модули изготовления сценического костюма по мотивам традиционных костюмных комплексов народов России;

– нет методического фонда на творческих кафедрах, аккумулирующего коды природных ландшафтов России;

– не внедрена технология информационной репликации графического наследия дописьменного периода народов многонациональной России.

Таким образом, в статье рассмотрены некоторые механизмы масштабной платформы модернизации, создающие сегодня прецедент негатива/барьера. Одним из важных факторов модернизации и повышения качества образовательного сервиса выдвигается императив триадичной интеграции.