Задачи модернизации высшего образования в России реализуются с учетом принципов и процедур, формируемых в рамках Болонского процесса, присоединившись к которому Россия взяла на себя серьезные обязательства. Развитие высшего образования во всем мире осуществляется в контексте становления общества, основанного на знаниях, которое требует переосмысления места и роли вузов и формирования новой парадигмы высшего образования.
Видеообучение – одна из форм дистанционного обучения, возможного в рамках Интернет проектировки. А так как, разрабатываемая система собой набор систематически подобранных видеоуроков по теме Биологии, снятых с озвучиванием на видеокамеру.
Несмотря на высокую эффективность (усвоение видеоинформации со звуковым сопровождением составляет 51 % после первого же просмотра, против 9 % для печатного текста и 17 % для аудиозаписи), данная методика не получала широкого распространения до 2000-х годов в основном по техническим причинам.
Восприятие видео является сложным психофизиологическим процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация во время просмотра видеофильма не является результатом простого раздражения органов зрения и слуха и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В настоящее время принято выделять в процессе восприятия конкретных объектов несколько этапов, одни из которых предварительные, другие ‒ завершающие. На предварительных этапах перцептивная система использует информацию с сетчатки глаза и описывает объект на языке элементарных составляющих, таких как линии, края и углы. Структура восприятия зрительной информации зависит от оптических свойств объекта восприятия. Зрение обладает очень важным свойством – выделение объекта на фоне их множества. Причём это может быть совершенно незнакомый объект в незнакомом окружении.
На завершающих этапах система сравнивает это описание с хранящимися в зрительной памяти, и выбирает наилучшее ему соответствие. Причем при распознавании большая часть обработки информации, как на предварительных, так и на завершающих этапах распознавания недоступна сознанию.
Обучающие видеоролики, по различным разделам биологии, были созданы с учетом психофизиологических особенностей восприятия видеоинформации. Так, учитывалась базовая неравномерность восприятия и запоминания аудио-, зрительной и аудиовизуальной информации. Учитывалась межполушарная асимметрия головного мозга человека. То есть, демонстрируемый обучаемым видеоряд был зонирован на правую и левую части. При этом, справа показывалось все, что так или иначе могло затрагивать II сигнальную систему, и подающееся, следующим образом, преимущественно на левое полушарие головного мозга, а слева же – информацию образного типа. Изготовление видеоконтента производилось с учетом психофизиологии цветовосприятия так, чтобы цветовая гамма не вызывала быстрого привыкания и стойко привлекала внимание, при этом не раздражая глаз. Наконец, были учтены и временные ограничения переработки зрительной информации обучаемого контингента. Доказано, что у учеников 9-10 классов внимание концентрируется в среднем на четверть часа. Исходя из этого, мы приняли, что 10-12-минутные видеоролики будут оптимальны – как специально подготовленные по описанным выше критериям, так и нормативные.
В качестве варианта создания подобного обучающего видеоконтента, на территории анатомического театра биолого-почвенного факультета Казанского (Приволжского) Федерального Университета были произведены съемки одного из таких обучающих роликов. Заглавной темой была выбрана анатомия человека, а темой ролика стало «Строение и структура скелета человека».
Видеоролик был протестирован на контрольной группе, состоящей из 7 человек. В качестве критерия усвоения информации и показателя восприятия нами был выбран процесс моргания. Средняя продолжительность моргания – 10-400 мс. Таким образом, общая потеря времени составляет до 6 с от 1 минуты или до 10 % от общего времени. Это, к примеру, означает, что из полуторачасового фильма для зрителя «теряются» до 9 минут.
Моргание, как правило, подавляется во время деятельности, которая требует визуального внимания и, обычно, осуществляется непосредственно до или после выполнения задачи, когда сроки ее начала и окончания явно заданы.
Холл (1945) приводит следующий пример: во время чтения, спонтанное мигание, скорее всего, придется на знаки препинания (1945). Аналогичным образом, мигание обычно подавляется во время задач, которые требуют визуального внимания и, как правило, происходит непосредственно перед и после выполнения задания, когда сроки начала и окончания задания точно определены (Drew 1951; Stern и др. 1984; Фогерти & Stern, 1989; Фукуда 1994). В подобный контроль моргания определенно вписывается задача минимизации потери важной визуальной информации. Например, исследователи Токийского университета обнаружили, что синхронные моргания возникают тогда, когда заканчивается ключевая сцена, или когда главный герой пропадает с экрана. Невозможно сосредоточиться на всей визуальной информации, получаемой нами от органов чувств. Мы всегда должны игнорировать некоторые ее часть. Весь процесс происходит без участия сознания, что значительно упрощает выполнение иных функций.
В контроле у участников контрольной и экспериментальной групп была выявлена частота моргания 8,9±0,7 раз/мин (n=26). При просмотре нормативных видеоуроков частота моргания достоверно (p<0.05) снизилась и составила 5,1±0,8 раз/мин (n=12). При просмотре видеороликов с учетом психофизиологических аспектов восприятия видеоинформации частота моргания снизилась до 2,8±0,7 раз/мин (n=14), что достоверно (p<0.05) отличается от контроля и от значений, полученных в другой группе обучаемых. Нами не выявлено достоверных гендерных различий (p>0,05) в частоте моргания у юношей и девушек как контрольной группы, так и экспериментальной.
Успешность освоения виодеороликов для верификации анализируемой нами ранее когнитивной оценки восприятия видеоинформации оценивалась также прямой проверкой тестовыми вопросами. Оказалось, что согласно тестовой оценке усвоение материала с помощью созданного нами видеоматериала обучающимися (как юношами, так и девушками) возрастало на 26±5% (n=14) по сравнению с контрольной группой, обучающейся на основе просмотра нормативных видеоуроков.
Таким образом, данные видеоролики не только соответствуют современным представлениям об эффективной и современной системе образования, но и значительно повышают скорость усвоение материала, путем повышения концентрации внимания учащегося.