Современные информационные технологии стремительно проникают в жизнь и деятельность человека, поэтому от уровня владения профессиональными знаниями, умениями и навыками, от того, насколько гибко специалист реагирует на изменения в информационной образовательной среде зависит его успешность, востребованность на современном рынке труда. Это в свою очередь требует новых подходов к организации образовательного процесса в школе и вузе (Национальная доктрина образования РФ до 2025 г), что непосредственно относится к педагогической инноватике.
Общие вопросы теории инноваций начали рассматриваться в области социально-экономических и технологических процессов с 40-х годов прошлого века. В дальнейшем и инновационные педагогические процессы стали предметом научного исследования. Основоположниками зарождающейся тогда теории считают немецких ученых В. Зомбарта, В. Метчерлиха и австрийского экономиста Й. Шумпетера.
Об инновацонных процессах в системе образования можно говорить как «о процессах (создания, освоения и применения педагогических новшеств), которые и должна изучать педагогическая инноватика» [3]. Один из общих законов, характеризующих инновационные процессы в системе образования – «закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды» [3], сущность которого в том, что «любой инновационный процесс в системе образования с неизбежностью вносит при своей реализации необратимые деструктивные изменения в инновационную социально-педагогическую среду, в которой он осуществляется» [3].
Несомненно, что указанное выше приводит к скрытым или явным проявлениям неприятия новшеств со стороны одних педагогов и активной работе по их внедрению других. В некоторых случаях такое различное отношение к новшествам приводит к открытым конфликтам, разбивая коллектив на полярные группы. «У нового всегда остаются противники, которые его не принимают в силу психологических, социально-экономических или организационно-управленческих причин» [3].
Поистине революционные изменения в элементной базе современных компьютеров и электроники, появление новых видов и типов компьютеров и интерактивного учебного оборудования с неизбежностью ставят вопросы перед современным образовательным сообществом. Указанное выше влечёт за собой необходимость их применения в учебном процессе в школах, а тем более в вузах. Преподаватели школ и вузов должны уметь обращаться с учебным интерактивным оборудованием, подготавливать и использовать в учебной работе специальным образом подготовленные учебные материалы.
Просматривая публикации в научных журналах (имеющихся в свободном доступе), материалы сборников электронных конференций учёных-педагогов, работы преподавателей школ и вузов на фестивалях (в частности, Всероссийский Фестиваль «Открытый урок») нетрудно установить, что большая часть преподавателей-предметников использует интерактивную доску с компьютером и видеопроектором для проведения занятий-презентаций. Понятно, что для них такое применение современных информационных технологий (СИТ) является уже достаточно большим достижением. Занятия, несомненно, активизируют обучающихся, учебная информация подаётся им в интерактивной форме, используются учебные видеофрагменты, применяются активные и интерактивные методы обучения.
Если рассматривать применение презентаций с точки зрения математики, то можем обнаружить, что большая часть учебной информации подаётся всё же статично, хотя и появляются элементы формул с разных сторон экрана! Через некоторое время это перестаёт удивлять (что совершенно не странно), а только способствует отвлечению внимания обучающихся от изучаемой науки. Видеофрагментов в электронном виде (на современных носителях) по школьной и вузовской математике, соответствующих изучаемым темам и в тех пропорциях, каких это необходимо, совершенно недостаточно.
Более эффективными являются электронные документы, подготавливаемые с помощью мультимедийных технологий, включающих визуальные, аудиоэффекты и мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного программного обеспечения ([1]).
Опыт применения уже упомянутых электронных документов в течение четырёх лет убедил одного из авторов (Часов К.В.) в правильности принятой методики и технологии обучения математике. Дальнейшим развитием указанных выше электронных документов являются обучающие интерактивные документы, предложенные одним из авторов (Часов К.В.). Наряду с интерактивным программным обеспечением, указанным Кирмайером, автор применяет интерактивные устройства: проводной и беспроводной графические планшеты совместно с программным обеспечением Power Presenter RE и математическим редактором MathCAD. При этом слайды PowerPoint применяются только для вывода информации о теме занятия, цели и т.д. Основной материал занятия формируется в интерактивном режиме (в режиме реального времени) на слайдах, подготавливаемых на экране компьютера посредством графического планшета под управлением программы Power Presenter RE, позволяющей вводить информацию рукописно с помощью специальной ручки – стилуса. Понятно, что могут использоваться и «домашние заготовки» с учебной информацией, подготовленной в электронном виде – презентаций или обучающих интерактивных документов, с использованием интерактивного оборудования. Значительная часть и лекционного и практического учебного материала иллюстрируется с помощью математического редактора MathCAD. Во время занятия в окне редактора набираются соответствующие формулы, строятся графики, решаются системы уравнений и неравенств и т.п.
На занятии с графическими планшетами работает не только преподаватель, но и обучающиеся. Во время проведения лекции преподаватель с беспроводным графическим планшетом может находиться в любом месте аудитории (но не более 10 м от компьютера). Это позволяет следить за конспектированием учебного материала, поведением обучающихся на последних рядах аудитории. Кроме того при возникновении у обучающихся вопросов по ходу лекции, связанных с необходимостью записей на доске, им передаётся беспроводной графический планшет, с помощью которого и задаётся вопрос. При этом автор статьи корректирует возможные неточности в задаваемом вопросе и отвечает на него с помощью проводного планшета, подключённого к компьютеру с видеопроектором. (цитируется по [2]).
Практические занятия также проходят с применением указанных графических планшетов. Преподаватель находится за своим рабочим местом с проводным графическим планшетом, беспроводной передаётся по аудитории отвечающим: решающим соответствующую задачу или доказывающим теорему или воспроизводящим учебный материал, заданные к занятию. (цитируется по [2]).
В качестве примера работы с интерактивным оборудованием рассмотрим решение одним из обучающихся следующей задачи методом Гаусса (рис. 1). Аналогично задание решается методом Крамера. Далее приводится решение, полученное другим студентом матричным способом в редакторе MathCAD (рис. 2).
Решить систему линейных уравнений:
.
Рис. 1. Решение системы методом Гаусса с помощью графического планшета
Рис. 2. Решение системы матричным способом в MathCAD
Может показаться, что ничего нового в приведённых решениях нет. Но во время выполнения задания «у доски» (либо с места с использованием беспроводного графического планшета, либо у интерактивной доски) обучающиеся выполняют самые различные математические операции, относящиеся к разделу линейной алгебры, а также осваивают современные информационные технологии. Именно соединение применяемых педагогических и технических средств позволяет говорить о внедрении новшеств. Проведение занятий на таком уровне способствует формированию информационной образовательной среды на кафедре, а также формированию и развитию соответствующих компетенций обучающихся.