Поступив в технический вуз, студенты, не будучи ещё подготовленными к двухчасовым занятиям: лекционным и практическим, испытывают вполне понятные затруднения в учёбе. Среди них отметим большое количество литературных источников по изучаемым предметам, причём одна и та же тема в них может рассматриваться по-разному. На самих занятиях, особенно лекционных, поток выдаваемой информации значительно превосходит школьный. Обучающемуся довольно трудно сориентироваться в этом «море» информации.
Поэтому перед профессорско-преподавательским составом вуза стоит актуальная задача по включению обучающихся в информационную образовательную среду кафедры, вуза. Указанное позволяет перевести умственную деятельность обучающихся от запоминания материала к его пониманию, формируя умственную активность студента, что относится к наиболее важным качествам будущего инженера.
Решению данной задачи способствует использование современных информационных технологий (СИТ) посредством интерактивного оборудования и специального программного обеспечения на занятиях по любой дисциплине, в том числе по математике [2, 3], т.е. формирование и развитие информационной образовательной среды.
Учитывая, что в некоторых случаях занятия по той или иной дисциплине с использованием проекционного оборудования сводятся к демонстрации сканированных учебников, статичных графиков, да ещё и в плохом качестве, видеофрагментов прошлого века, не соответствующих теме занятия, то представляется, что использование обычной доски и мела, а также учебного пособия в «твёрдой» копии намного предпочтительнее. В этом смысле даже простенькая презентация с настроенными переходами от слайда к слайду видится также более удачным решением использования дорогостоящего интерактивного оборудования.
В отличие от приведённого выше, интересно в этом плане решение проблемы в Кубанском госуниверситете по созданию информационно-образовательной среды по механике [1]. Теоретический курс представлен соответствующими электронными учебниками, экспериментальный блок состоит из натурного эксперимента и виртуальной механической лаборатории. Интересно то, что многие физические процессы смоделированы с помощью Flash-технологии. На занятиях с использованием таким образом подготовленной информационной среды студенты не заскучают. Кроме того, обучающиеся могут выбрать собственную образовательную траекторию в информационно-образовательном пространстве.
Поэтому, на наш взгляд [2, 3] задача подготовки учебных материалов нового поколения, соответствующих требованиям времени с использованием СИТ, способствующих формированию и развитию познавательной самостоятельности обучающихся, достижения ими необходимого уровня математической и информационной культуры является для математического образования студентов первостепенной. Учить нужно современно!
Учебные материалы нового поколения, к которым мы причисляем обучающие интерактивные документы, способствуют формированию и развитию соответствующих профессиональных компетенций, логического и теоретического мышления обучающихся, самостоятельности в учении. Такие учебные материалы могут изучаться только активно, а, значит, творчески. Поэтому нельзя не согласиться с академиком Эрдниевым П.М. [4] в том, что знания ученика «являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом».
Понятие обучающий интерактивный документ появилось в результате создания динамичных учебных документов с гиперссылками на другие документы, как текстовые, так и созданные в математических редакторах, флэш-анимации с применением интерактивного оборудования – видеопроектора, компьютера и проводного и беспроводного планшетов наряду с соответствующим программным обеспечением. Создаваемые таким образом документы легко могут быть размещены на серверах института и кафедры, формируя тем самым информационную образовательную среду. Доступ к учебным материалам возможен в стенах института в любой момент времени – на лекциях, практических занятиях и семинарах.
Приведём пример получения обучающего интерактивного документа. Пусть заданы четыре точки в пространстве своими координатами. Обучающимся предлагается составить вопросы, связывающие эти точки и пространственные понятия: длины рёбер, углы между рёбрами, и между одним ребром и гранью получающейся пирамиды, площади граней, объём пирамиды и т.п. Указанные вопросы (а перечислены не все возможные!) охватывают значительное количество изучаемых математических операций и дидактических единиц в достаточно большом разделе математики «Линейная алгебра».
Приведённый небольшой фрагмент достаточно объёмной задачи убедительно свидетельствует о необходимости включения подобных обучающих интерактивных документов по математике в информационную образовательную среду кафедры как образец учебного материала нового поколения. Указанная методика может быть с лёгкостью распространена и на другие дисциплины.