Понятие «креативность» имеет более чем полувековую историю. И до сих пор изучается специалистами самого разного профиля, проникает в сферы экономики, социологии, HR-сообществ. Вот некоторые факты.
Специалисты из колледжа William & Mary (Вирджиния, США) провели анализ 300 000 тестов Торренса на определение уровня креативности. В результате было обнаружено, что коэффициент креативности (CQ) среди молодёжи в США, начиная с 90-х гг. стабильно снижается [1].
Понятие «креативная экономика» было введено журналом BusinessWeek в августе 2000 года. Сегодня лидером в креативной экономике признана Великобритания, отмечается рост показателей в странах Азии [2].
В 2002 году Ричард Флорида (американский экономист и социолог) ввел понятие «креативного класса». Ядро творческого класса, по мнению автора, – это те, «чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания». Кроме них к этому классу принадлежат и люди, которые «занимаются решением сложных задач, для чего требуется значительная независимость мышления и высокий уровень образования и человеческого капитала» [3].
Креативные города (стали появляться в результате кризиса 2000 г.) – те, в которых мотивом для жизни и работы является самореализация, интерес, утверждение индивидуальности [4].
В конце сентября 2011 г. канадский мозговой трест Martin Prosperity Institute опубликовал отчет, посвященный сопоставлению креативности и благосостояния. В отчете исследователи презентовали новую версию глобального индекса креативности, созданную на основе статистического анализа данных из 82 стран всего мира. В тройке креативных лидеров – Швеция, США и Финляндия. Россия, согласно результатам отчета, делит 30-е место по уровню креативности с Японией, уступая Чехии и опережая Коста-Рику [5].
За последние несколько лет самым модным словом в профилях сети LinkedIn (социальная сеть для поиска и установления деловых контактов) оказывается слово creative — творческий, креативный. Называть себя «креативным» модно не только в США, но и во всем мире.
Ныне существующее информационное общество в ближайшем будущем может получить новую форму воплощения и новое имя – имя креативной цивилизации. И чтобы успешно функционировать в ней, человек должен уметь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, быть способным к самообучению, проявлять креативные способности [6].
Подготовкой таких людей должны заниматься как школы, так и высшие учебные заведения. В настоящее время актуальность проблемы развития креативности средствами современных информационных технологий обусловлена потенциальными (еще не реализованными) креативогенными возможностями информационных технологий [7]. Современные информационные технологии способствуют творческой свободе, автоматизируя рутинные операции деятельности. Это приводит к своеобразному разделению труда между человеком и техникой, закрепляет за человеком роль творца.
Креативность является предпосылкой и, видимо, одной из важнейших составляющих профессиональной инженерной деятельности. Методики формирования креативности студента, безусловно, будут носить фоновый характер по отношению к основной дидактической системе формирования специалиста и могут быть условно связаны с естественнонаучными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами, изучаемыми студентом в её рамках. Физика, математика и химия – это три фундаментальных основания для формирования творческой инженерной активности будущего специалиста. Истоки реализации методик формирования креативности будущего инженера находятся в средней школе в процессе изучения элементарной физики и математики. И обязательно должны иметь продолжение на младших курсах вуза. Мы рассматриваем креативность как сложное, многоуровневое явление, имеющее структуру и характеризующееся рядом параметров [7]. Это интегральная характеристика личности, которая характеризуется творческой активностью, мотивацией саморазвития, эмоциональной экспрессией, дивергентностью интеллекта, способностью к импровизации и сотрудничеству.
Для обеспечения формирования креативности студентов необходимо создание условий, благоприятствующих зарождению творческой мысли. Сюда можно отнести такие известные, но, тем не менее, остающиеся инновационными, методы обучения как активные и интерактивные. Указанные методы реализуются посредством работы с планшетными компьютерами или нетбуками и интерактивным оборудованием: видеопроектором, подключённым к преподавательскому компьютеру, графическими проводными и беспроводными планшетами, широким использованием математических процессоров (типа MathCAD). Использование информационных технологий дает студенту ощущение реальной математики. Представители самых разных профессий выполняют расчеты и моделирование с использованием компьютеров. Но в образовании все иначе. Часто мы имеем дело с безликими задачами, множеством вычислений, по большей части выполняющимися вручную [8]. Но ведь математика гораздо шире, чем вычисления!
Рассмотрим один очень известный и часто встречающийся пример, относящийся к ОУДЕ (обобщённые укрупнённые дидактические единицы).
По координатам вершин пирамиды А1А2А3А4: А1(0, -2, -3), А2(1, 0, 3), А3(-1, -3, 2), А4(5, 2, -1), найти:
1) длину ребра А1А2;
2) угол между ребрами А1А2 и А1А4;
3) угол между ребром А1А4 и гранью А1А2А3;
4) площадь грани А1А2А3;
5) объем пирамиды;
6) уравнение прямой А1А2;
7) уравнение плоскости А1А2А3;
8) уравнение высоты, опущенной из вершины А4 на грань А1А2А3.
Во время решения указанного задания студенты выполняют достаточно большое количество математических операций, соответствующих наиболее важным, изучаемым в разделе линейной и векторной алгебры. Все операции взаимосвязаны между собой, некоторые из них являются взаимно обратными. Всё указанное выше соответствует признакам ОУДЕ. (Термин ОУДЕ является расширением понятия УДЕ, введенным академиком РАО, заслуженным деятелем науки РСФСР Эрдниевым П.М.) Студенты должны провести решение указанной задачи не только в тетради, но и в среде математического пакета MathCAD. Использование прикладного программного обеспечения в данном случае является оправданным, поскольку автоматизируется только процесс вычислений. Студенту же предстоит использовать необходимые формулы, вводить функции пользователя, параметры. Т.е. применять все необходимые знания. Примечательным является тот факт, что последовательность выполнения задания может быть произвольной! В этом и проявляется оригинальность мышления студентов, гибкость их интеллектуальных процессов, способность изменять и реконструировать стереотипы.
Приведем другие примеры на применение информационных технологий в обучении математике. В самом начале изучения темы «Числовые ряды», когда произнесены первые определения и студенты еще не вооружены инструментами (признаками сходимости), позволяющими сделать вывод о сходимости или расходимости данного числового ряда, в среде математического пакета MathCAD уже на этом этапе можно вычислить частичные суммы рассматриваемого ряда. Найти сумму десяти, ста, тысячи и т.д. первых членов ряда (возможно ли это, имея в распоряжении только бумагу и ручку?) и получить представление о «поведении» ряда при неограниченном увеличении числа его членов. Легко, быстро, наглядно! В курсе аналитической геометрии применение MathCAD позволит непосредственно увидеть, какие деформации произойдут с поверхностью второго порядка при изменении значений параметров, входящих в её уравнение. Особый интерес представляют задания с множеством возможных решений. Работая в среде математического пакета, можно менять исходные данные, анализировать полученные результаты, иллюстрировать решения, сравнивать, сопоставлять.
И самым важным при этом будет тот факт, что применение современных информационных технологий позволит усилить у студентов мотивацию к изучению предмета, повысит интерес, эмоциональную вовлеченность; будет способствовать развитию способности к преобразованию, прогнозированию и импровизации. Работа в группах развивает способность к сотрудничеству, способствует позитивному отношению к себе, дает опыт творческой деятельности. А все вышеперечисленные качества есть не что иное, как компоненты структуры креативности.