Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1 1
1
1801 KB

Актуальность исследования. Процессы социально-экономических и духовно-культурных преобразований на рубеже нового тысячелетия в значительной мере способствовали росту роли образования и культуры в современном обществе, возрождению духовности. Человечество начало осознавать значимость духовно-нравственных ценностей образовательной системы нашего времени, которое является по сути эпохой духовности.

Методологические основы воспитания духовных ценностей у студентов педагогических специальностей нашли свое отражение в трудах В. Андрущенка, Л. Губерского, М. Евтуха, В. Кременя и других. Несмотря на усиление интереса к воспитательному процессу в высшей школе, который связан с изменением парадигмы современного образования, достижений современной науки о человеке как высшей духовной ценности, проблема формирования ценностного отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности все еще остается недостаточно изученной и технологически разработанной.

Цель исследования – теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования в воспитательном пространстве университета ценностного отношения будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности.

Ценностное отношение к профессиональной деятельности определяется уровнем развития педагогической культуры учителя. Следовательно, необходимо отделить основные философские подходы к исследуемой проблеме. Одним из них является аксиологический подход, согласно которому культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. Существует также понимание культуры как процесса творческой деятельности (Е.Баллер, Л.Коган, Н.Злобина). Для понимания сущности педагогической культуры важен каждый из представленных философских подходов.

Так, аксиологический подход позволяет определить ценности, на которые ориентируется педагогика как наука о воспитании; деятельностный подход-исследовать сущность, средства педагогической деятельности, обеспечивающих реализацию этих ценностей; личностный-выявить актуальные свойства личности педагога-профессионала как субъекта воспитательных отношений и педагогической деятельности.

Педагогическая культура учителя является системным образованием. В.Ягупов считает, что основными составляющими ее являются: педагогическая направленность, психолого-педагогическая эрудиция, гармония развитых интеллектуальных и моральных качеств, высокая педагогическое мастерство и организованность, умение продуктивно сочетать учебно-воспитательную и научно-исследовательскую деятельность, совокупность профессионально важных качеств педагогически направлено общения и поведение, постоянное самосовершенствование. [1, с. 3]

Специфика педагогической деятельности ставит перед учителем ряд требований к личности, в педагогической науке определяются как профессионально значимые личностные качества. Последние характеризуют интеллектуальный и эмоционально-волевой аспекты личности, существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога. Педагогическая культура учителя предполагает наличие таких групп профессионально значимых качеств личности: направленность личности (наличие убеждений, социальная активность, общественность), профессионально-нравственные качества (гуманизм, коллективизм, справедливость, доброжелательность, честность, искренность, любовь и уважение к детям), отношение к педагогическому труду (добросовестность, ответственность, способность к самоотдаче в педагогической деятельности, увлечения и удовольствия собственной работой), интересы и духовные потребности (познавательная активность, широта и глубина мышления, эстетическая культура, разнообразие интересов и духовных потребностей, наличие любимой творческой работы, культура внешнего вида, речи) [1, с. 6].

Ценности в структуре личности будущего специалиста начальной школы-системообразующих ядро в профессиональной деятельности и внутренней жизни человека. Наличие профессиональных ценностей обеспечивает ответственное отношение к будущей деятельности, побуждает к творческому поиску, совершенствует в сознании студента условную модель будущей профессиональной деятельности, которая будет служить ориентиром в профессиональном саморазвитии. Формирование профессионально-педагогических ценностей опирается на взаимообусловлены изменения в эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах личности, которые стимулируют развитие самосознания, выполняют регулятивную функцию. [2, с. 208].

Профессионально-педагогические ценности будущих специалистов начальной школы-это комплекс интеграционных образований личности, которые проявляются в избирательном отношении к различным видам учебной деятельности в зависимости от уровня усвоения им опыта, общепринятых ценностей. [3, с. 205].

С учетом специфики ценностного отношения нами был сделан вывод о том, что процесс формирования у студентов высших педагогических учебных заведений такого отношения к будущей профессии должно осуществляться с учетом определенных организационно-педагогических условий. Так, формирование мотивационной личностной сферы студентов путем ориентации на будущую педагогическую деятельность, требует от преподавателей, раскрывать основные задачи, стоящие перед учителями в современной школе, и важность овладения ими педагогическим мастерством, осветить роль профессиональной подготовки в их профессиональном становлении и определить цели изучения учебных дисциплин этого цикла, выяснить ожидания и пожелания молодых людей относительно организации и содержания запланированных занятий.

Решение вопроса по формированию ценностного отношения студентов опирается на учебно-воспитательную систему вуза, общую и конкретно-индивидуальную, профессиональную и индивидуально-личностную подготовленность будущего педагога к профессиональной деятельности.