Как показывает анализ научной литературы, понятие «ценностное отношение» ученые объясняют, в частности, отражением в сознании личности важности овладения научными теориями по определенным дисциплинам, в высокой оценке поданной учебной информации для общей и профессиональной подготовки и в глубоком познавательном интересе к ней, в стремлении использовать усвоенные знания на практике. Е. Аришина подчеркивает, что ценностное отношение человека к профессии опирается на профессиональное и моральное самосознание, заставляет ее проявлять активность в овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками. Указанное требует применения антропоцентрического и культурологического подходов в учебно-воспитательном процессе высшего педагогического учебного заведения.
Значительный интерес для нашего исследования имеет также научная позиция М. Кейв о том, что ценностное отношение студента к профессиональной подготовке представляет собой системное сочетание таких компонентов:
- мотивационного – ориентирован на определение целей изучения специальных дисциплин и персонального смысла в усвоении этого учебного материала;
- когнитивного – направлен на овладение студентами профессиональных знаний (понятий, теорий и т.п.), осознание будущих профессиональных обязанностей;
- эмоционально-оценочного – предполагает ощущение личностью положительных эмоций, морального удовлетворения от занятий по профессиональным дисциплинам и своих успехов на этих занятиях, от осознания важности усвоенных знаний и умений для будущей профессиональной деятельности;
- деятельно-волевого – стимулирует студентов к проявлению активных волевых усилий в профессиональном самосовершенствовании, преодоления трудностей на этом пути, обеспечения полноценной профессионально-личностной самореализации.
С учетом специфики ценностного отношения нами был сделан вывод о том, что процесс формирования у студентов высших педагогических учебных заведений такого отношения к будущей профессии должно осуществляться с учетом определенных организационно-педагогических условий.
Формирование ценностного отношения будущих учителей к профессиональной деятельности предполагает соблюдение следующих организационно-педагогических условий:
– применение антропоцентрического и культурологического подходов в учебно-воспитательном процессе высшего педагогического учебного заведения;- формирование мотивационной и когнитивной личностных сфер студентов путем ориентации на будущую педагогическую деятельность при изучении профессиональных дисциплин;
– развития эмоционально-оценочной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки;
– формирование устойчивой нравственного поведения путем создания ситуаций творческой самореализации и самовыражения в учебном процессе;
– закрепление приобретенных профессиональных знаний, умений и навыков в процессе педагогической практики путем самостоятельного конструирования содержания и способов педагогической деятельности.
Закрепление приобретенных профессиональных знаний, умений и навыков в процессе педагогической практики путем самостоятельного конструирования содержания и способов педагогической деятельности позволяет закрепить и развивать ценностное отношение студентов к будущей профессии как необходимой предпосылки их становления как учителей.