Актуальность исследования. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей. При различных подходах к содержанию курса обучения в начальной школе появляется возможность ввести детей в круг реальных экологических проблем.
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка.
Анализ научных исследований. В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н.М. Верзилина, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, В.С. Липицкого, И.С. Матрусова, А.П. Мамонтовой, Л.П. Печко, В.А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования учащихся в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания младших школьников. Однако, многообразие трудов, школ, вариативность программ обучения, творческих разработок порождают множество проблем и вопросов.
Цель статьи. Рассмотреть некоторые особенности экологического воспитания младших школьников в педагогической системе В.А. Сухомлинского.
Изложение основного материала. Экологическое воспитание в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского – это получение положительных чувств от окружающего мира, которые в дальнейшем будут иметь большое значение для духовного роста ребенка. Сухомлинский выстроил тонкую педагогическую систему, ориентированную на природоохранное обучение и воспитание. Общественное воспитание, по мнению педагога, не должно отделять ребенка от окружающего мира. [1, с. 13]
В.А. Сухомлинский всегда подчеркивал, что надо обучать учащихся понимать природу, заботиться о сохранении и приумножении ее богатств. Важнейшие условия воспитания бережного отношения к природе – это познание и изучение родного края, развитие у учащихся положительных эмоциональных проявлений по отношению к окружающим объектам, активная практическая деятельность. Познания и изучения природы края следует начинать с наблюдений в природе. Выдающийся педагог сформировал ряд советов по организации наблюдений для повышения их эффективности: наблюдение должны вызывать чувство радости, сопровождаться короткими, эмоционально насыщенными рассказами о данном объекте, необходимо обратить внимание на красоту окружающего мира. [3, с. 30-35]
Именно методам непосредственного ознакомления детей с природой В.А. Сухомлинский придавал первостепенное значение. Придавая исключительное значение исследовательскому характеру учебной деятельности, Сухомлинский считал, что, думая, изучая и сопоставляя, дети открывают истину или же видят, что для ее открытия необходимы новые наблюдения, экспериментирования. Важно, чтобы активное восприятие мира началось еще в молодом возрасте, а в раннюю юность человек вступил уже со сложившимися устойчивыми убеждениями.
Научно-педагогическое и практическое наследие Сухомлинского, его идеи относительно общения и взаимодействия школьников с природой актуальны для современных учебных заведений. Многогранность творческого наследия выдающегося педагога глубоко изучается во многих странах мира и обогащает современную педагогическую мысль. [2, с. 56-59]
Выводы. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского в наше время имеет большое и неоценимое значение. Эффективно используя в своей работе общение с природой, В.А. Сухомлинский укреплял, развивал память своих воспитанников, обогащал ее понятиями, истинами, обобщениями, повседневным общением с природой. Использование педагогического наследия В.А. Сухомлинского является очень целесообразным сегодня, поскольку оно помогает интеллектуальному, духовному и физическому развитию ребенка, помогает воспитывать духовное богатство, учит чувствовать, воспринимать, анализировать, сравнивать.