В настоящее время в системе дошкольного образования ведущие позиции занимает интеграция. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ), педагогическая работа в программах нового поколения («Детство», «Успех», «От рождения до школы», «Истоки» и др.) строится на основе принципа интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка». Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Интегрированный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает его целостность и системность. Дети более глубоко осознают осваиваемое содержание, если оно представлено в разнообразных связях и отношениях, поэтому использование интеграции целесообразно и эффективно, по мнению О.В. Дыбиной, Н.Н. Поддъякова, Р.М. Чумичевой и др.
Интеграция (от лат integratio – соединение, восстановление) представляет объединение каких-либо элементов (частей) в целое и процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей [5]; объединение и структурирование неупорядоченных явлений, повышение интенсивности взаимодействия между элементами системы, упорядоченное функционирование частей целого [2].
Анализ научной литературы и исследования различных авторов (Л.М. Баженова, А.М. Вербенец, Н.А. Ветлугина, О.В. Дыбина, Т.И. Комарова, М.В. Лазарева, В.И. Логинова и др.) позволяют нам рассматривать интеграцию на этапе дошкольного образования как процесс объединения несоизмеримых частей в целое и их координирование. Выделяют два способа интеграции: объединение («соединение») и координирование («приведение в соответствие»).
В научной литературе выделяют следующие видов интеграции: межпредметная интеграция (междисциплинарная); внутрипредметная интеграция (внутридисциплинарная); интеграция дидактических принципов; взаимодействие методов и приемов воспитания и организации непосредственной образовательной деятельности детей (методическая интеграция); интеграция разнообразных видов детской деятельности (игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой); внедрение интегрированных форм организации совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, имеющих сложную структуру и др. В частности, О.В. Дыбина выделяет двухуровневую интеграция: интеграция основных направлений развития ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое) и интеграция образовательных областей.
На уровне интеграции основных направлений развития ребенка происходит объединение в одно «целое» различных элементов (частей), объединение понятийных категорий разных направлений развития ребенка, что делает педагогический процесс более интересным и содержательным.
На уровне интеграции образовательных областей устанавливаются связи между целями и задачами одной образовательной области и целями и задачами других образовательных областей. Решая интегрированные задачи в ходе совместной с педагогом деятельности, ребенок с помощью взрослого «притягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей интегрированных образовательных областей, что является основой обобщения. Процесс выделения существенных признаков происходит тем успешнее, чем шире ориентировка ребенка в данной образовательной области [3].
По мнению многих ученых и практиков, интеграция как инновационное явление в педагогической практике ДОУ вызывает сложность при внедрении в практику в силу слабой теоретической и методической обоснованности.
Остановимся на математическом развитии дошкольника на основе интегрированного подхода, посредством которого осуществляется реализация принципа интеграции в любом компоненте образовательного процесса.
Под математическим развитием дошкольников, по мнению А.А. Столяра, следует понимать «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций [6, 7]. А.В. Белошистая под математическим развитием ребенка предлагает понимать целенаправленное и методически организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных основных свойств и качеств математического мышления ребенка и его способностей к математическому познанию действительности [1]. С точки зрения Е.И. Щербаковой, – это «качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций» [7, 5]. В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и понятие «логико-математическое развитие» (З.А. Михайлова), которое является тождественным.
Освоение предматематических представлений осуществляется в разнообразных видах деятельности. Сначала это происходит в предметной, позже – в продуктивной (игре, рисовании, лепке, конструировании) деятельности. Представления и умения применяются детьми для решения разного вида задач и проблемных ситуаций, наблюдается перенос освоенного в новые условия. Например, познакомить детей с новыми математическими представлениями и понятиями поможет использование художественного слова (пословиц, поговорок, загадок, сказки, рассказы, стихи), в которых представлено некоторое математическое содержание в образной, яркой, эмоционально насыщенной форме. Дошкольникам предлагаются сказки и рассказы, моделирующие некоторые математические отношения и зависимости (Ш. Перро «Мальчик с пальчик», Г. Остер «38 попугаев», Э.Успенский «Бизнес Крокодила Гены» и др.), а также произведения, в названии которых присутствуют числа (русская народная сказка «Волк и семеро козлят», английская народная сказка «Три поросенка» и др.).
Математическое развитие дошкольников интегрируется с такими направлениями как социальное развитие, экономическое, речевое, физическое, художественно-эстетическое (междисциплинарная интеграция), а также может осуществляться и во взаимосвязи между отдельными составляющими разделов программы по элементарной математике (внутридисциплинарная интеграция). Так, авторский коллектив программы «Детство», выделяет следующие ее направления: логико-математическое и экономическое развитие дошкольников, логико-математическое развитие и освоение краеведческих представлений дошкольниками, логико-математическое и речевое развитие дошкольников, логико-математическое и физическое развитие дошкольников, логико-математическое и художественно-эстетическое развитие дошкольников, логико-математическое и социально-личностное развитие дошкольников. Интеграция математического содержания с другими разделами программы обеспечивает возможность переноса осваиваемого ребенком средств и способов познания (эталонов, моделей, обследования) в другие условия, расширяет и стимулирует проявления самостоятельности и творческой инициативы, делает процесс обучения более естественным, жизненно направленным.
Освоение задач математического развития дошкольников осуществляется как в организованной педагогом деятельности – развивающих и образовательных ситуациях, развлечениях и досугах, в процессе выполнения детских проектов, так и свободной самостоятельной деятельности в условиях развивающей предметно-пространственной среды, в специально организованных игротеках, игровых центрах, центрах экспериментирования.
Таким образом, интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечит достижение готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основной общеобразовательной программы начального общего образования, а также формирование интегративных качеств личности.