Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1 1 1
1
1855 KB

Роль студенческого самоуправления в формировании социально-значимых качеств личности постоянно находится в центре внимания педагогического сообщества. Наибольший интерес представляют труды П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Н.И. Пирогова, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Значительный вклад в раскрытие содержания и механизмов самоуправления в образовательных учреждениях внесли А.В. Волохов, В.А. Караковский, Т.В. Лисовский, А.В. Мудрик, Н.И. Приходько, М.И. Рожков, Г.И. Селевко, Н.Ю. Синягина, Т.М. Трегубова, И.И. Фришман и др. Принципы, методы, направления деятельности студенческого самоуправления, формы подготовки студенческого актива представлены в исследованиях И.А. Винтина, Г.Н. Григорьева, Л.Я. Загайтовой, И.Н. Крещенко, В.А. Лукова, А.В. Пономарева, А.А. Усова, Г.А. Шайхутдиновой, А.Ф. Шарафеевой и др.

В условиях кардинального изменения парадигмы образования со знаниевой на компетентноориентированную возникает необходимость переосмысления возможностей студенческого самоуправления в профессиональной подготовке будущих специалистов. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предъявляют особые требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые сформулированы в виде общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций.

Наше исследование было направлено на изучение влияния учебно-методической школы для студенческого актива на формирование общекультурных компетенций. Ежегодно, на протяжении почти 20 лет, студенты Шуйского государственного педагогического университета отправляются на выездную учебу на базу отдых «Волжский прибой». Целью и задачами данного мероприятия является приобщение первокурсников к жизни университета, ознакомление первокурсников с основными законодательными и нормативными документами, регламентирующими жизнедеятельность студентов вуза, правами и обязанностями студенческого актива (староста, профорг, физорг, культорг); адаптация первокурсников к студенческой жизни; развитие коммуникативных и организаторских способностей, умения работать в команде; чувства сопричастности к дружной семье студентов и преподавателей Шуйского государственного педагогического университета.

В течение трех дней первокурсники погружаются в атмосферу творчества, дружелюбия, необычайной работоспособности, жизнерадостности, единства и увлеченности. Программа школы очень насыщенна и разнообразна: веревочные курсы, психологические тренинги, проектирование, творческие конкурсы, дискуссии, физкультурно-оздоровительные мероприятия и многое другое. Вся эта работа направлена на повышение мотивации студентов к участию в общественной жизни вуза, их грамотности, чтобы в дальнейшем они не только могли принимать самое активное участие в жизни университета, но и передать однокурсникам и одногруппникам полученный в ходе выездной учебы опыт, и знание того, как принимать мудрые решения в нестандартной ситуации.

Условно программу школы можно разделить на три блока, в зависимости от поставленных задач. Первый блок направлен на командообразование, что помогает развитию нескольких общекультурных компетенций, таких как способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); готовность к взаимодействию с коллегами и работе в коллективе (ОК-7). Для реализации программы все участники школы делятся на несколько групп независимо от их принадлежности к той или иной образовательной программе или факультету. Для идентификации участников каждая группа получают галстук своего цвета: желтый, синий, красный, белый и т.д. Каждая группа получает свой маршрутный лист, придумывает девиз, речевку, песню, слоган и т.п. За каждой группой закрепляется два студента-старшекурсника, которые оказывают им психолого-педагогическую поддержку и организационное сопровождение участия в выездной школе.

Вторая часть посвящена формированию правовой культуры обучающихся и содействует в формировании таких компетенций как способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (ОК-12); готовность использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-13). В течение трех дней студенты участвуют в различных семинарах, встречах, дискуссионных клубах, в ходе которых получают информацию о различных видах деятельности вуза: научной, учебной, общественной; знакомятся с федеральными законами и локальными актами, регламентирующими учебно-воспитательный процесс в высшей школе. На вечерней «свечке» участники группы обмениваются полученной информацией и своими впечатлениями о прошедшем рабочем дне. Старшекурсники выполняют роль тьютора и помогают удалить пробелы в знаниях своих подопечных или развеять сомнения, а также поддержать комфортную психологическую атмосферу.

Мероприятия, вошедшие в третий блок программы, оказывают влияние на развитие общей культуры личности, что помогает развитию нескольких компетенций: способность использовать знания о современной естественно научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности (ОК-4); готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптивных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5); готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16). Презентация самостоятельно разработанный проектов, выступление с творческим заданием, подготовка и участие в конкурсе актерского мастерства, концерта, веселых стартов помогают первокурсникам освоить не только азы корпоративной культуры, но и развить свои творческие, ораторские способности, раскрыть адаптационные резервы организма.

Главными организаторами и исполнителями программы учебно-методической школы являются студенты-старшекурсники, активисты, проявившие себя в различных видах социально-значимой деятельности. Для этой группы студентов участие в подобных мероприятиях способствует формированию и ряда профессиональных компетенций, таких как способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6); способность построить логически верную устную и письменную речь (ОК-6); способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8); способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9); способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10); способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11). В состав оргкомитета входят студенты 2-5 курсов, представители различных органов студенческого самоуправления. МОСТ (мобильный отряд студентов) несет ответственность за освоение первокурсниками норм и правил учебного процесса, в том числе правил рейтинговой системы обучения. КЛАС (клуб активных студентов) проектирует и реализует мастер классы по организации культурно-просветительных мероприятий и досуга молодежи. Представители спортивного клуба «Олимп» проводят зарядку и спортивные мероприятия. Члены профкома студентов разъясняют права и обязанности, решают организационные вопросы и т.д.

В последний день работы школы первокурсникам было предложено сдать свой первый «экзамен», проверяющий их знания нормативных актов, затрагивающих различные аспекты студенческой жизни (стипендиальное обеспечение, участие в формировании содержания основных образовательных программ, права и обязанности студентов и т.п.), а также оценить степень сформированности общекультурных компетенций до и после учебно-методического семинара по пятибалльной шкале. Все первокурсники продемонстрировали высокий уровень знаний, а также динамику развития компетенций. Результаты приведены в таблице.

Из таблицы видно, что по самооценке первокурсников наибольшую динамику в развитию получила пятая компетенция – готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптивных резервов организма и укрепления здоровья. Очевидно, ежедневная веселая зарядка, физкультминутки и развлекательные физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые старшекурсники организовывали для «новобранцев», личным примером демонстрируя приверженность к здоровому образу жизни, произвели на последних наибольшее впечатление. Уровень сформированности других компетенций вырос от 0,2 до 0,6 баллов. Следует отметить, что студенты старших курсов также отметили динамику развития как общекультурных, так и профессиональных компетенций в среднем на 0,3 балла. Причем, чем больший опыт участия в организации и проведении школы для актива был у респондента, тем выше уровень сформированности компетенции.

Степень сформированности общекультурных компетенций первокурсников

Общекультурные компетенции

Степень проявления до семинара

Степень проявления после семинара

способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3)

4,3

4,7

способность использовать знания о современной естественно научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности (ОК-4);

3,2

3,4

готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптивных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5)

4,1

4,9

готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14)

4,0

4,6

способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16)

3,8

4,2

Средний балл

3,9

4,4

Студенты первого курса на открытый вопрос анкеты «Развитию каких качеств личности, на Ваш взгляд, способствует участие в школе актива?» выделили следующие: пунктуальность, креативность, коммуникабельность, уважение, толерантность, патриотизм, амбициозность, умение работать в коллективе, взаимопонимание, взаимовыручка, терпение, доброта, ответственность, отзывчивость, уверенность в себе, честность, мобильность, энтузиазм, раскрепощенность, смелость, оптимистичность, сотрудничество, лидерство, умение понимать других людей.

Были выделены и отдельные формы работы, которые оказали наибольшее влияние на развитие личности молодого человека. Среди них конкурс актерского мастерства «КАМ» и подготовка к концерту «Студень» (повлияли на развитие таких качеств как: общение в коллективе, работа сообща); лекция-дискуссия «Будь в теме» (понимание со стороны окружающих); «Проектирование «Инновации в образовании» (организация совместной работы); «Веселые старты», «Веревочный курс» (слаженная работы в команде, организация совместных мероприятий, командообразование, взаимодействия в команде).

Таким образом, учебно-методическая школа является одной из наиболее эффективных форм развития студенческого самоуправления и инструментом формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста.