Классификацию учебных школьных дисциплин можно осуществить по двум существенным признакам – содержание учебного материала, способы изучения предмета познания. Несомненно, физика как учебная дисциплина по первому признаку относится к естественно-математическим дисциплинам. В результате построения процесса обучения учащихся физике на основе текстов учебника, пренебрежения экспериментальным методом, учебную дисциплину «Физика» следует уже относить к гуманитарным дисциплинам.
Анализ педагогической практики, содержания учебников по предмету и программ позволяет сформулировать характерные черты новой концепции старшей школы, предполагающей профильную подготовку учащихся в 10-11 классах:
- изучением всех основных разделов курса физики, что соответственно приводит к существенному увеличению объема учебного материала в старшей школе;
- универсальным и единственным критерием итоговой аттестации выпускников, конкурсного отбора абитуриентов, контроля качества работы отдельного учителя, мониторинга состояния системы образования по субъектам РФ и в целом по стране являются КИМ ЕГЭ;
- формализованным характером образования: работа учителя и школ контролируется и регулируется большим количеством бумаг, на заполнение которых требуется огромное количество времени;
- перекосом в сторону гуманитаризации образования и сокращением часов на изучение предметов естественнонаучного цикла (для изучение физики на профильном уровне отводится пять часов на базовом – 2 часа в неделю), что привело к снижению уровня подготовки выпускников школ по данным предметам;
- заметным уклоном при преподавании физики в сторону теории, а на проведении эксперимента не остаётся времени. Данное положение определяется отсутствием достаточного материально-технического оснащения кабинета физики.
Общие выводы и предложения в плане перспектив развития преподавания учебной дисциплины «Физика» в рамках естественнонаучного образования:
- в преподавании физики, как основы фундаментальных наук, необходимо добавить число часов, что послужит средством развития интеллекта и мировоззрения учащихся;
- умение применять знания в практических ситуациях должно быть главным приоритетным направлением в развитии обучения физике;
- крайне нежелательным представляется сокращение количества лабораторных работ и физического практикума. Необходимо переоснастить школьные физические лаборатории новым демонстрационным, лабораторным оборудованием, средствами обучения, позволяющими внедрять информационно-коммуникационные технологии и, переоснащение должно быть плановым;
- использование тестовых технологий в школе не является исчерпывающей формой контроля – подготовка к сдаче ЕГЭ превращается в отдельный предмет со своей спецификой, вытесняя из учебного процесса другие аспекты предмета (развивающий, воспитательный и т.д.).