О конкурентоспособности специалиста как о педагогической проблеме исследователи заговорили лишь в последнее десятилетие, когда остро стал вопрос о трудоустройстве выпускников вузов в соответствии с их квалификацией требованиями рынка. Требования к уровню подготовки инженера, его профессионально-личностным и социальным качествам в современном обществе постоянно повышаются. В условиях конкуренции на рынке труда возросло также и стремление человека получить качественное образование. Рынку нужны – опыт, качество и зрелость процессов разработки. В ВУЗе всё это не возможно получить, но заложить базу для дальнейшего самообразования и саморазвития возможно.
Конкурентоспособность в психологическом аспекте понимается, как способность предвидеть, обновляться и использовать все возможности для развития [1].
Конкурентоспособность – это одна из компетентностей современного специалиста, обеспечивающая его ориентировку в рыночной ситуации и дающая ему выгодные отличия по сравнению с конкурентами, позволяющая достигать успеха и обеспечить собственную востребованность на рынке труда [2].
Для формирования такого качества как конкурентоспособность необходимо создавать определённые условия в образовательной среде.
Проблеме создания педагогических условий формирования конкурентоспособности специалистов посвящены исследования О.Ф. Амарова, Л.Ю. Боликова, В.В. Быковской, Л.Н. Митиной, А.В. Морозова, Л.Ф. Спирина, С.Н. Широбокова, Н.Ш. Хайруллина, Д.В. Чернилевского и др.
Для формирования конкурентоспособности будущих инженеров мы выделали совокупность педагогических условий, которые обеспечивают становление этого качества:
– использование вариативного подхода при обучении для доступности образования студентам, имеющим разные стартовые возможности;
– моделирование конкурентоспособных ситуаций формирующих у студентов мобильность, широкий кругозор и способность подчинить любые технические изобретения и научные открытия человеческим целям, без вреда человечеству и природе;
– ситуации позволяющие ориентироваться в рыночной ситуации, в которой развёртывается его профессиональная деятельность;
– ситуации, которые формируют готовность конкурентоспособному поведению (действие в ситуациях предполагающих соперничество, прогноз действий конкурента, способность выделять приоритеты, профессиональная интуиция и т.д.);
– ситуации, способствующие формированию адекватной инженерной рефлексии и самооценки своих профессионально-личностных и социальных качеств.
В ходе указанных выше стратегических ситуаций были выделены промежуточные локальные ситуации, к которым отнесены: имитационно-игровое моделирование профессионально-личностных и социальных компетенций: ситуация актуализации «стартовых возможностей» студента – «внеучебного» творческого потенциала студентов; ситуация решения профессионально направленных учебно-исследовательских задач; ситуация ориентировки в рыночной среде; ситуации самоорганизации процесса профессионального становления. Эти ситуации можно модифицировать в зависимости от целей преподаваемой дисциплины, сохраняя следующие инвариантные характеристики: постановка задач и организация упражнений, обеспечивающих проявление способностей и творческого потенциала студентов; организация решения задач, моделирующих условия профессиональной деятельности будущего инженера в конкурентной среде; предъявление «контекстной» информации о запросах рынка, о тенденциях развития профессиональной деятельности, о новых способах, наиболее востребованных; создание условий для самооценки и проектирования направлений своего личностного и профессионального роста.