По мере развития содержания научно-исследовательской культуры будущего инженера, возникает потребность в формировании у студентов определенных черт характера. Такая потребность связана: с одной стороны, с своеобразием эмоциональных переживаний инженера в процессе осуществления деятельности или отношения к деятельности, с другой стороны, с своеобразием способов и качеств осуществляемой деятельности.
Хотелось бы отметить тот факт, что личность и ее характер – явления не только очень сложные, но и исключительно подвижные, динамичные. Характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Все черты характера или качества личности тесно связаны между собой, влияют друг на друга и отражают отношения человека к разным сторонам действительности, к разным сторонам жизни. Выделим систему взаимно связанных психологических свойств будущего инженера, то есть симптокомплекс:
1 – отношение к себе (объективность, организованность, остроумие, отзывчивость, откровенность, решительность, самостоятельность, самоуверенность, собранность, сообразительность, старательность, целеустремленность).
2 – отношение к учебе (активность, дисциплинированность, инициативность, любознательность, многогранность, находчивость, настойчивость, трудолюбие, эрудированность).
3 – отношение к будущей профессии (дальновидность, деловитость, идейность, интеллигентность, красноречивость, критичность, лаконичность, мечтательность, независимость, практичность, предприимчивость).
4 – отношение к другим людям (доброжелательность, заботливость, общительность, справедливость, тактичность).
Так как деятельность будущего инженера связана с эмоциональными переживаниями, то возможно присутствие акцентуированных черт характера, причем, проявляться они могут еще на стадии формирования компетентного специалиста, то есть в студенчестве. К акцентуированным чертам характера будущего инженера относятся такие черты характера, у которых степень развитости находиться между нормой и патологией. Это могут быть: красноречивость, самоуверенность, критичность, мечтательность, настойчивость и т.п. Рассмотрим некоторые из них:
1. Красноречивость. Если уменьшить силу красноречия у инженера, то это повлияет на привлечение интереса к его разработкам. Если же увеличить, то она превратиться в аномальную черту характера, и за многословием потеряется суть, главное в речи.
2. Самоуверенность. Если инженер будет не уверен в себе, в своих силах, то никогда не придумает ничего нового, а придумав не вынесет на обозрение своим коллегам. В свою очередь возрастание самоуверенности влечет к отрицанию имеющихся ошибок и к тому, что инженер не будет слушать мнение специалистов, своих коллег и не будет корректировать свои разработки.
Черты характера личности можно разбить на две группы: «глубинные» и «специфические». «Глубинные» закладываются в раннем возрасте, а «специфические» приобретаются при обучении профессиональной деятельности, а затем закрепляются в процессе профессиональной деятельности. Поэтому, сегодня главным призванием в процессе организации учебной деятельности является единство субъективных склонностей и способностей к той или иной деятельности, в которой личность будет видеть возможность самореализоваться.
Но не во всякое организованной учебной деятельности студент видит возможность самореализоваться. Это связано с тем, что студенческие увлечения нередко обусловлены случайными факторами и ориентируются только на содержание и внешний престиж профессиональной деятельности, не замечая других ее аспектов.
Таким образом, формирование необходимых черт характера у будущего инженера с помощью частых специально организованных учебных действий, то есть привитие определенных навыков, умений и усвоение необходимых знаний, есть неотъемлемая компонента в становление компетентного специалиста.