Любой педагогический коллектив это сложная система, внутри которой часто возникают конфликты. Конфликтная ситуация негативно сказывается на процессе обучения и воспитания студентов. В ходе исследования, по каким причинам чаще всего возникают конфликты в педагогической среде, а также отследить, какие из них наиболее типичны для студентов разных курсов обучения в Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете нами были получены следующие результаты. Студенты первого курса в качестве основных причин конфликтов студентов и преподавателей указывают неуважительное отношение преподавателя к студенческой группе в целом, его личную неприязнь, оскорбление и унижение со стороны преподавателя, а также непосещение студентами лекций. А такие причины как расхождения в мировоззрении, во мнениях по поводу изучаемой дисциплины и необъективность оценки знаний они не считают весомыми. Такое разделение причин конфликтов можно объяснить тем, что на первом курсе студенты адаптируются к новым для них условиям обучения в ВУЗе.
Студенты третьего курса в качестве основных причины выделяют неуважительное отношение преподавателя к студенческой группе в целом, необъективность оценки знаний, оскорбление и унижение со стороны преподавателя и поведение самого студента, а также различия в мировоззрении и расхождения во мнениях по поводу изучаемой дисциплины. Это закономерно, так как в этом возрасте у студентов формируется своя точка зрения, и они перестают воспринимать сказанную преподавателем информацию как единственно верную. На второй план отходят такие причины как личная неприязнь преподавателя, плохая успеваемость и непосещение лекций.
Среди студентов пятого курсов на первом месте оказываются неуважительное отношение преподавателя к студенческой группе в целом и различия в мировоззрении. Это объясняется тем, что выпускники уже вполне зрелые и сформировавшиеся личности. Они способны критически воспринимать информацию и отстаивать свою точку зрения и все меньше уделяют внимания таким причинам конфликтов как необъективность оценки знаний и плохая успеваемость.
У магистров основными причинами называются непосещение лекций, поведение студентов на занятиях, необъективность оценки знаний, различия в мировоззрении и расхождения во мнениях по поводу изучаемой дисциплины.
Вместе с тем, причина возникновения конфликтов как оскорбление и унижение со стороны преподавателя находится в числе основных среди студентов всех курсов. Из этого следует, что данное явление имеет место быть и, следовательно, это необходимо изживать.
Общий рейтинг причин конфликтов между студентами и преподавателями выглядит следующим образом:
Неуважительное отношение преподавателя к студенческой группе в целом;
Поведение самого студента;
Оскорбление и унижение со стороны преподавателя;
Личная неприязнь преподавателя;
Непосещение лекций;
Расхождение в мировоззрении;
Необъективность оценки знаний;
Расхождение во мнениях по поводу изучаемой дисциплины.
По оценке разрешимости конфликтов большая часть респондентов считают, что конфликты, возникшие на почве личной неприязни преподавателя и неуважительного отношения преподавателя к студенческой группе в целом, либо длятся долго и трудно разрешимы, либо вообще неразрешимы. Оскорбление и унижение студентов со стороны преподавателя, различия в мировоззрении, разногласия по поводу изучаемой дисциплины относят к группе вообще неразрешимых конфликтов. Напротив, конфликты, возникшие по причинам непосещения лекций, поведения студентов на занятиях или плохой успеваемости разрешаются быстро и легко. Мнения по поводу конфликтов, возникших на основе необъективности оценки знаний, разделились: 25,5 % опрошенных считают данный конфликт быстро и легко разрешимым, 35,5 % – что такие конфликты длятся долго и они трудно разрешимы, 18 % – длятся долго и не исчерпывают себя, 21 % считают подобные конфликты вообще неразрешимыми.
Таким образом, при рациональном поведении участников разрешением конфликта в полном смысле является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию и восстановление нормальных отношений между людьми.