Формирование компетенций в образовательном процессе вуза происходит наиболее эффективно при активном учебном взаимодействии студентов. Тогда, помимо профессиональных знаний и навыков, развиваются социальные качества, необходимые после окончания вуза для успешной работы будущего специалиста.
При этом актуализируется поиск принципов оптимальной организации учебных взаимодействий. Заметим, что существующие в настоящее время подходы в разной степени учитывают психологию обучающихся. Так, например, подходы интерактивного обучения сосредоточены на возможностях самовыражения обучающихся и на организационных аспектах, но при этом не обращается внимание на совместимость в рабочих группах. Для выполнения кратковременных учебных задач при отсутствии мотивации студентов такой подход предпочтителен. В случае же выполнения НИРС несколькими студентами стоит обращать внимание на психологические качества входящих в творческую группу студентов.
На факультете ИСТ СГАСУ все студенты выполняют учебно-исследовательские проекты в рабочих группах, в которых старшекурсники выполняют роль «шефов» своих «подшефных» младшекурсников. Мы считаем, что формирование рабочих групп должно происходить не только с учетом пожеланий самих студентов, но и осуществляться на научных принципах: ряд личностных качеств должны быть подобными, а некоторые – различаться. Нами разработана информационная система распределения студентов в рабочие группы НИРС, в основу которой положены такие компоненты личности, как мотивация, саморегуляция, лидерство, ответственность и квалификация. Экспертная оценка преподавателей факультета показала, что они считают наиболее оптимальными взаимодействия в группах, когда оба студента мотивированы, ответственны и умеют управлять собой (принцип сходства), а хотя бы один из студентов обладает лидерскими качествами и высокой квалификацией (дополнение).