Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1
1
1772 KB

Агрессивность как одна из черт личности, обусловливающих, по мнению многих авторов, девиантное поведение, имеет сложную структуру, как по формам проявления агрессивности, так и по причинам происхождения. Даже когда агрессия имеет исключительно инструментальную направленность, то есть как способ достижения необходимого результата, в структуре агрессии необходимо присутствуют личностные детерминанты, определяющие именно такую модель поведения. Совершенно уникален по своей структуре феномен подростковой агрессивности, развивающийся на почве целого комплекса физиологических и психологических изменений, происходящих в организме подростка. К психофизиологическим основам агрессивного поведения подростков можно отнести смену гормонального фона и возрастной кризис развития.

Высказываются мнения, что осознание образа собственного «Я» не успевает за реальным ростом физической силы; также на предыдущем уровне развития остаются модели общения со сверстниками, зачастую допускающие использование физической силы. Как следствие, выступает неоправданное ее применение в выяснении отношений. К социальным детерминантам можно отнести, в частности, типичную подростковую реакцию группирования с последующей расстановкой статусов в группе и постоянной необходимостью поддерживать их.

Сложная структура подростковой агрессивности обусловливает неоднозначность мнений по поводу коррекции последней. В мировой психологической практике принято считать, что наиболее эффективным методом коррекции нарушения поведения является поведенческая терапия. Наиболее распространенной формой психокоррекционной работы с подростками, имеющими отклонения в поведении, является тренинг социальных навыков. Такая техника коррекции в некоторых случаях оказывается эффективной, но имеет ряд недостатков: позволяет снимать симптомы нарушений поведения, но не влияет на их причину; техника не имеет средств для профилактики нарушений поведения; оказывает кратковременный эффект; не позволяет получить «эффекта переноса» в ситуации, где желаемое поведение не было предметом тренировки.

Оригинальным, но, тем не менее, эффективным способом коррекции агрессивного поведения представляется обращение к работам М. Фридмана и Р. Розенмана, разработавших систему признаков, полученных на основе личностных тестов и характеризующих индивидов, принадлежащих к группе высокого риска заболевания сердечно-сосудистой системы (ишемической болезни сердца) [1]. Авторы выделили два типа личности, по-разному реагирующих на свое положение в социуме: лица с поведением типа А обладают повышенной зависимостью от общественного мнения, постоянно сравнивают свои достижения с достижениями других, демонстрируя при этом тенденцию к использованию завышенных и нечетко определенных критериев оценки. Это приводит их к вовлечению в постоянную борьбу за успех; за тип В принимается такое поведение, которое не обладает указанными признаками. Естественно, что агрессивность как черта личности людей типа А будет повышенной и базироваться на механизмах указанного поведения.

Наиболее разработанной в плане коррекции поведения типа А является разновидность психокоррекции, именуемой когнитивно-бихевиоральной или социально-когнитивной. Представители данного направления рассматривают накопленный человеческий опыт как взаимодействие следующих факторов: когнитивного, физиологического, поведенческого и влияния окружения. В отличие от тренинга социальных навыков данный подход позволяет корригировать не только модели поведения в различных ситуациях, но обучает пациентов самостоятельно выявлять подобные ситуации и корригировать свое поведение в них отработанными в ходе лечения приемами, учитывая четыре его составляющие: когнитивные факторы поведения, факторы окружения, поведенческие факторы, физиологические факторы. Тем самым, такой подход применительно к коррекции агрессивного поведения исключает выше перечисленные недостатки тренинга социальных навыков. Наибольшей эффективностью в данном плане пользуется тренинг враждебности, в котором работа строится на анализе ситуаций, вызывающих у пациента гнев. Кроме того, отмечается преимущество когнитивно-бихевиорального тренинга перед такими видами вмешательства, как социальная поддержка и лекционные занятия.

Таким образом, перечисленные предположения дают основания для проведения исследований, направленных на изучение характера взаимосвязи агрессивности и поведения типа А, а также возможности адаптации приемов коррекции поведения типа А к коррекции агрессивности.