Одной из наиболее актуальных проблем обучения в ВУЗе является учебная успеваемость. Она связана с повышением требований к специалистам и обусловлена высоким темпом развития технологий, огромным потоком информации, а значит, необходимостью принятия мер по улучшению качества вузовской подготовки, и, соответственно, повышением учебной успешности студентов. Проблемы высшего образования в значительной степени отражают экономические и социальные проблемы общества, поэтому их решение тесно связано с реформированием различных областей нашей жизни. Успешность обучения включает в себя прохождение по ступеням и уровням образования, овладение знаниями, умениями, навыками, развитие личностного потенциала, формирование социальной компетентности, адаптацию в социуме, вхождение в профессиональную деятельность.
Оптимизация учебного процесса в вузе на современном этапе развития педагогики высшей школы требует выявление факторов, оказывающих влияние на учебную успешность, и факторов, ведущих к неуспеху в учебной деятельности или отсеву студентов, а также реализация комплекса учебно-методических мероприятий для совершенствования организации учебного процесса, управления учебной деятельностью студентов, применения различных методов и технологий обучения с учетом личностных особенностей студентов, их мотивации, интеллекта [1].
Волжский политехнический институт (филиал) ВолгГТУ ведет подготовку научно-технических высококвалифицированных специалистов. Выполняет функцию не только образовательного и научного, но и воспитательного, культурного и социального учреждения. Отличительной чертой ВПИ является высокий объём научно-исследовательских работ, надежная связь с предприятиями и высокая степень трудоустройства выпускников. Используются современные технологии обучения, проводится профильная подготовка специалистов по запросам предприятий. Для студентов созданы максимально приближенные условия учебного процесса: построен современный лабораторный корпус, на базе которого сформирован учебно-инновационный центр. Высокий уровень образования реализуются высококвалифицированными преподавателями. На кафедрах вуза работают свыше 14 докторов наук, профессоров, 107 кандидатов наук, семь Почётных работников высшей школы, Заслуженные работники высшей школы РФ и Заслуженные деятели науки и техники. К учебному процессу привлекаются также профессора московских, волгоградских и других ведущих вузов страны.
Кроме того, в ВПИ ведется социальная, внеучебная и воспитательная работа, которая создает условия для гармоничного развития личности, совершенствования творческих способностей обучающихся и создает активность, благодаря которой студенты и студенческие коллективы института участвуют в ежегодных городских мероприятиях. В институте созданы и функционируют следующие студенческие общественные организации: экологический отряд «ЭКОС», который разрабатывает и реализует природоохранные мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации в городе Волжском, Волгоградской области и других регионах, пожарный отряда «Штурм», газета «Волжский Политехник», студия «ВПИ-Арт», студенческое телевидение «100 ТВ» [2].
Значительное влияние на успешность обучения также влияют: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности; мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.); наличие платы за обучение и ее величина; организация учебного процесса в вузе; материальная база вуза; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; престижность вуза и, наконец, индивидуальные психологические особенности студентов.
Успеваемость в вузе отражает степень усвоения объема знаний, навыков, умений, установленных стандартами высшего образования, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности. Успеваемость находит свое выражение в оценочных баллах. Высокая успеваемость достигается системой дидактических и воспитательных средств, оптимальной организацией учебной деятельности.