В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированное на вхождение в мировое образовательное пространство. В числе приоритетных стратегий модернизации современного образования остаётся направленность на развитие творческого потенциала учащихся, как определяющего условие гибкой адаптации к быстро меняющим реалиям социума.
Главная тенденция современного прогрессивного развития общества – демократизация жизни, экономические преобразования затронули всю систему социальных отношений, повысили требования к тем качествам, которым должны обладать представители нового подрастающего поколения. Прежде всего – умение жить в условиях расширяющейся демократии, гласности, которая требует от человека умения излагать свои мысли в устной или письменной форме, убеждать, доказывать, говорить самому и внимательно слушать других, плюрализма мнений, общаться и взаимодействовать с людьми на правовой и демократической основе.
Это предполагает, с одной стороны, способность признавать, понимать, принимать как должное наличие многих различных точек зрения, вести дискуссии и на высококультурной основе разрешать возникающие разногласия; с другой стороны – отказ от диктата и любых способов оказания давления на личность, требует уважения к ней, признания её достоинств и значимости. Обладателями всех этих качеств должны стать молодые люди, оканчивающие среднюю школу, уже сейчас следует позаботиться о том, чтобы существенно изменить систему обучения и воспитания [2].
Для того чтобы сделать учащегося личностью, сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью, креативностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя. Личность каждого педагога индивидуальна, уникальна, самобытно реализующаяся в творческой деятельности. Как отмечает Л.М. Лузина, «творческая сторона человека – принадлежность не всеобщего, а единичного, характеристика не личностная, а субъективная, составляющая сущностную основу индивидуальности».
Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребёнка. Чем больше среди педагогов окажется разнообразных личностей, тем вероятнее, что они обучат детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств.
Значимым моментом позитивного креативного развития личности является процесс становления субъекта учебной деятельности – переход ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного способа действий [4].
Основные принципы взаимодействия педагога и ребёнка в творческом процессе созвучны гуманистической теории конгруэнтной коммуникации. В работе с классом недопустимы искусственная инфантилизация отношений, насмешки, снисходительность, стремление к внешней занимательности предпочтительны выразительность лица, речи, артистизм, чёткость мимики, жестов, «лучеиспускание» глаз, пожатие руки, психологическое «поглаживание» – взаимопонимание, доверие, готовность к творческому взаимодействию [1].
В индивидуальном стиле педагогической деятельности, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Анализируя передовой педагогический опыт, педагогу не стоит буквально копировать его, он должен стремиться к тому, чтобы оставаться самим собой, т.е. яркой творческой индивидуальностью. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового опыта.
Дети, особенно мальчики и девочки подростки, высоко ценят людей увлечённых, талантливых, удачливых, оптимистичных, способных одарить и обогатить их. Они без раздумья вручают свою судьбу таким людям, верят им, смело идут за ними. Индивидуально – личностные творческие отношения между детьми и взрослыми возникают на почве совместного увлечения. Всё начинается с общих интересов, обсуждения деловых вопросов, совместной творческой деятельности, устройства выставок и соревнований. А пораждается переплетение симпатий, доверительность, посвящение в личные дела и проблемы.
Итак, основными критериями уровня развития креативности являются: сила мотивации к творчеству, мера выраженности способностей, обеспечивающих успешность в творческой деятельности по инициативе самого субъекта деятельности, адекватность творческого вербального и невербального продукта. Становление творческой индивидуальности зависит не только от внутренних, но и от внешних (объективных) условий, к ним относят: социальную ситуацию и её перспективы; уровень развития современной науки; состояние массовой образовательной практики; методологические установки, отражённые в программах, учебниках, рекомендациях; позицию и творческий потенциал конкретного педагога и педагогического коллектива и т.п.
Таким образом, новые концептуальные подходы к творчеству рассматриваются как суть жизнедеятельности современного педагога. Творческие педагоги, даже при объективных трудностях постоянно находятся в поиске, экспериментируют и находят резервы, прежде всего в себе, в методике своей работы, совершенствуют, модернизируют, развивают её, и в тех же условиях добиваются лучших результатов, чем их коллеги.
Креативный образовательный процесс предполагает каждому обучаемому устроить современную методологию творчества, формирует системное мышление, не только развить исходный творческий потенциал, но и сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать у школьника объективную самооценку. А это создаёт предпосылки реализации себя в познании, в учебной деятельности, впоследствии – в профессиональной творческой деятельности.
Другой важный аспект – роль педагога в педагоческом процессе: он выступает не просто «урокодателем», но прежде всего активным участником процесса обучения (он тоже учится). Тем самым реализуется мысль С. Кьеркегора о том, что «быть учителем в хорошем смысле слова – значит быть учеником: процесс обучения начинается тогда, когда учитель учится у своих учеников, ставит себя на их место, пытается понять, как они овладевают знаниями». В целом – всесторонность процесса обучения: учащиеся учатся у учителя; учитель учится у учащихся; учащиеся учатся друг у друга; учителя учатся друг у друга. Иными словами – учатся все [3].
В итоге осуществляется процесс взаимообусловленного развития, креативного взаимообогащения субъектов образовательной деятельности на основе усвоения её способов.