Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее очевидным при обучении старших дошкольников, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом. Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника. Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.
Проблемой развития коммуникативно-речевых умений дошкольников занимались А.Г. Арушанова, Т.В. Антонова, А.А. Соколова и др. Т.В. Антонова выделяет группу коммуникативных умений, включающую в себя речевые умения. М.М. Алексеева и В.И. Яшина рассматривают коммуникативные и диалогические умения с точки зрения интеграции. А.А. Соколова четко определяет диалогические умения, выделяя две группы: умения, связанные с говорением и слушанием.
Невербальные средства общения чрезвычайно разнообразны. Непосредственно контактное общение совершается не только с помощью речи, но и с помощью невербальных средств коммуникации – жестов, мимики, позы, голосовых, интонационных модуляций речи и т.д. Компоненты невербального общения играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности собеседника, помогают определить его настроение, чего он хочет или ожидает. Являясь неотъемлемым компонентом эмоций, невербальные средства достоверны (порой, даже более достоверно, чем слова) свидетельствуют о внутренних, психологических свойствах и состояниях человека. Можно говорить о существовании специфического языка – языка выразительных движений, без которых нормальное развитие и общение невозможно. Однако чаще всего люди пользуются ими непроизвольно и неосознанно. В связи с этим роль невербальных средств в общении не всегда очевидна, но от этого не менее значима.
Для формирования невербальных средств у детей старшего дошкольного возраста можно выделить два основных направления работы:
1) формирование представлений о доброжелательных чувствах и отношениях со сверстниками и взрослыми, развитие чувства эмпатии;
2) формирование способов выражения эмоциональных состояний, взаимоотношений [2, с. 63].
Анализ первого направления, позволил выделить следующее:
– О.А. Акулова считала, что в играх-драматизациях дошкольник, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизаций являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей: ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова отмечали, что в театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определенные литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений [3, с. 206]. Е.А. Алябьева предлагала инсценирование стихотворений, например, стихотворение «Проказник ветер» из цикла «Расскажи стихи руками». Л.В. Куцакова использовала в работе для развития невербальных средств общения игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» [3, c. 225]. Она считала, что данная игра развивает у детей умение передавать эмоциональное состояние через мимику, жест, пластику.
В содержание работы с дошкольниками могут быть включены игры и упражнения, которые широко используются в психокоррекционной и психопрофилактической работе с детьми. Они разработаны по методике Н.Ю. Клюевой «Подари подарок другу» (при помощи мимики и жестов дети изображают подарки и дарят их друг другу); «Сравнения» (дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение); «Улыбка» (дети сидят в кругу, берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему улыбку); «Комплимент» (дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят добрые слова, хвалят его: «Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье…». – «Спасибо. Мне очень приятно!»).
Вторым направлением работы является формирование способов выражения эмоциональных состояний, то есть умения выразить свое отношение к собеседнику и предмету общения. Основополагающим при этом является знакомство с ведущими человеческими эмоциями и чувствами, формирование невербальных средств их выражения.
Смысл решения данной задачи заключается в следующем [2, с. 65]: ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позу; развитие и укрепление мышечного аппарата, участвующего в воспроизведении мимических, жестовых, пантомимических движений; закрепление выразительных движений в этюдах и игровой деятельности; перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную деятельность.
Обучение невербальным способам выражения различных чувств и эмоций может происходить с использованием элементов психогимнастики и психодрамы по методике М.И. Чистяковой, которые помогают корригировать недостатки собственного поведения, способствуют расслаблению и раскрепощению [4, с. 74].
Г.А. Османова и Л.А. Позднякова предлагают пластические этюды, которые способствуют развитию речи, умения передавать эмоции с помощью мимики и выразительных движений: «День рождения» (выражение радости, интереса и удивления); «Одинокий печальный щенок» (выражение печали); «Поможем Зимушке найти волшебный снежок» (выражение интереса, удивления и радости). Чтобы дети поняли смысл каждого состояния, желательно использовать литературные произведения, описывающие схожие переживания героев и реальные жизненные ситуации в детском саду, на улице, дома. При этом необходимо выйти за рамки поверхностного описания эмоций и постепенно подводить детей к их более глубокому пониманию. Данная работа ведется параллельно с ознакомлением дошкольников с нормами и правилами человеческих взаимоотношений, поэтому одни и те же литературные произведения используются и в целях знакомства с человеческими эмоциями. Параллельно с овладением представлениями о человеческих эмоциях и чувствах необходимо знакомить дошкольников с невербальными средствами выражения подобных состояний. Приемом, помогающим в решении этих вопросов, является использование иллюстраций к художественным произведениям или к ситуациям. Картинки, изображающие кульминационный момент рассказа, обычно фиксируют эмоциональные проявления человека и отражаются на его лице, позе, походке [2, с. 66].
Для более подробного знакомства с мимическими мышцами лица могут использоваться пиктограммы, изображающие определенные чувства и эмоции человека. Особое внимание обращают на разнообразие мимических проявлений изучаемого состояния: например, когда человеку стыдно, он опускает глаза, краснеет, иногда стыдливо улыбается. Параллельно дети представляют (и описывают), какая поза может быть у человека, которому стыдно, какова его походка. Работа над передачей состояния человека с помощью невербальных средств включает тренинг мимических и пантомимических мышц (у некоторых детей наблюдались затруднения при использовании своих мышечных возможностей для передачи эмоциональных и чувственных состояний). Решение данной проблемы оказывается возможным благодаря специальным упражнениям, направленным на изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний, на тренинг выразительной мимики. Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица, например: наморщить лоб, поднять брови (удивление), сдвинуть брови (гнев), сжать губы, прищурить глаза (презрение). «Мимическая гимнастика» (дети хмурятся, как осенняя туча, как рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка). «Маски» (один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли это сделать). «Глаза в глаза» (дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть», «Я не хочу с тобой дружить») [1, 2].
Таким образом, рассмотренные нами направления работы, методы и приемы способствуют формированию способов невербального выражения эмоций и чувств, а также закреплению навыков межличностного взаимодействия и формированию коммуникативно-речевых умений.