В Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей через решение следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству.
Народная педагогика мудро создавала ребенку условия для присвоения им духовных ценностей, предлагая в самых различных жизненных ситуациях богатые разнообразными переживаниями музыкальные впечатления. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов. Эстетически ценные музыкальные впечатления ребенок получает с детства.
Мы решали задачу приобщения к музыкальному искусству через приобщение старших дошкольников к песенной культуре нагайбаков. История нагайбаков – этого исключительного этнокультурного образования – представляет особый научный и практический интерес. Прошлое и настоящее этой относительно небольшой по численности тюркской народности занимает, заметное место в истории Южного Урала [1]. Вопрос о происхождении нагайбаков носит неоднозначный характер. С одной стороны, наукой доказано, что предками нынешних нагайбаков являются татары, насильственно обращенные в православную веру после покорения в 1552 году Иваном Грозным Казанского ханства и переселенные в западную часть Башкирии, с чего, собственно, и начинается их история. С другой стороны, остается невыясненным, откуда «пошли, стали, есть» нагайбаки, где корни их предков? Однозначного ответа на поставленный вопрос нет. Одни историки прошлого (П.И. Рычков, В.П. Семенов-Тян-Шанский, Е.А. Бектеева) склонялись к мнению, что нагайбаки – потомки крещеных ногайских (точнее, ногайско-кипчакских) татар.
Сторонники другой точки зрения – историки XIX века Ф.М. Стариков, В.Н. Витевский и другие – считали, что нагайбаки – потомки «арских татар» (крещеных казанских татар, проживавших в Арском поле). С учетом широкого спектра мнений по вопросам происхождения нагайбаков важно понять, что сложение различных этнических групп привело к образованию в составе волго-уральских татар своеобразного этноса со своим особым национальным самосознанием.
Песни нагайбаков – татар-кряшен, проживающих в Нагайбакском районе Челябинской области, образуют самобытный и исключительно яркий в художественном отношении пласт татарского фольклора. Этот материал представляет интерес в следующих отношениях:
– во-первых, как содержащий образцы развитого многоголосия;
– во-вторых, как глубоко своеобразный региональный песенный стиль, значительно отличающийся от многоголосных песенных традиций татар-кряшен Среднего Поволжья;
– в-третьих, как музыкальная культура, вобравшая и преобразовавшая широкий круг пронациональных влияний, а также казачья песенная культурная традиция татар-нагайбаков.
Данный песенный пласт, фактически малоизвестен в татарской фольклористике, существенно раздвигает границы национального стиля, расширяет сферу фольклорных интонаций, дает представление о реальном многообразии и богатстве традиций народной музыкальной культуры. Музыкальное творчество нагайбаков занимает особое место в уральском цикле работ историка С.Г. Рыбакова. «Многоголосное сложение песен нагайбаков, писал С.Г. Рыбаков, – вопреки обычаю инородцев петь унисонно, могло быть заимствованно не иначе, как от русских». Факторами, способствующими распространению русского влияния, служили, по мнению исследователя, общность веры и казачество, обусловившие тесные контакты нагайбаков с русскими. Именно под углом зрения влияния русского фольклора на формирование многоголосного пения южноуральских кряшен были рассмотрены и описаны С.Г. Рыбаковым [3, с. 327].
Поют нагайбаки необычно свободно, эмоционально, темпераментно. Для их исполнительской манеры характерны, резкая, сильная подача звука, волевое напористое звучание. Рельефность интонационных ходов, размашистость, чеканность мелодических движений голосов, ритмическая упругость определяют особый колорит хорового пения нагайбаков. Многослойный напев «прорастает» в обширном звуковысотном пространстве, охватывающий диапазон двух октав. Основной стилистический пласт песенного репертуара нагайбаков составляют песни гетерофонно полифонического склада, в которых каждая из участниц ансамбля в одновременном пении создает свой тембро-высотный и ладомелодический вариант напева.
Таким образом, народная песенная культура нагайбаков содержит образцы сложного, развитого многоголосия, выделяется как глубоко своеобразующий песенный стиль, значительно отличающийся от многоголосных песенных традиций татар-кряшен Среднего Поволжья. Большие возможности погружения ребенка в мир народного искусства, обучения языку народной, а в дальнейшем – классической и современной музыки открываются перед педагогами дошкольных учреждений. Их музыкально-педагогическая деятельность, предполагающая активное использование средств народной педагогики в образовательном процессе, может включать несколько направлений.
– составление Программы с включением причисляемых к фольклору словесных, музыкальных, хореографических видов народного творчества во все формы организации музыкального воспитания;
– проведение познавательных бесед о народном творчестве, праздниках, обрядах, ориентируясь на имеющиеся теоретические сведения об особенностях нагайбакских песен, о неразрывной связи их с бытом, трудом, а также праздниками и обрядами, на которых они звучали. Большую помощь могут оказать аудиозаписи подлинных образцов нагайбакских песен в исполнении выдающихся певцов и фольклорных ансамблей;
– работа с детьми по формированию певческих навыков. Специалисты признают лучшими хоровыми произведениями для разучивания народные мелодии нагайбаков с ограниченным диапазоном и нисходящим мелодическим движением. Такой песенный материал больше всего подходит для правильного воспитания лучших качеств голоса, его тембра, т.к. для нагайбакских песен характерна резкая, сильная подача звука, волевое, напористое звучание. Зная особенности голосового аппарата дошкольника и его возрастные возможности, следует использовать унисонное пение с детьми при исполнении уже ранее выученных попевок и песен различных жанров;
– исполнение песен с детьми без музыкального сопровождения. С учетом традиции звучания нагайбакской песни, одной из задач использования средств педагогики в работе с дошкольниками, является обучение детей пению без сопровождения. Сама мелодическая структура многих народных песен помогает формированию этого умения: небольшой диапазон; ясная ладовая основа; несложные, основанные на широком использовании импровизации приемы развития музыкального материала. В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются такие важные певческие навыки, как напевность исполнения и чистота интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха, т.е. способности слышать музыку и ее отдельные элементы как бы «про себя», без предварительного повторения звуков вслух;
– использование пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании знакомого детям фольклорного репертуара.
Например, инсценирование детьми следующих частушек:
...Уйныйбыз да, жырлыйбыз да (Играем и поём)
Гармун кулларыбьгзда (Гармонь у нас в руках)
Сылу геллер чечке атсын (Пусть цветут красивые цветы)
Жерген юлларыбызда (На нашем пути)
Естественной формой исполнения нагайбакской песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает развивать у ребенка дошкольного возраста воображение, активизировать его творческие проявления.
Незаменимым средством в работе с дошкольниками по формированию двигательных навыков являются и «игры со словом», использование которых знакомит детей с основными видами движений (большинство плясок нагайбаки исполняли в паре), совершенствует качество их выполнения;
– включение фольклорного материала в праздники, развлечения, самостоятельную деятельность. Разученные детьми песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях. Взрослый организует участие дошкольников в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, что позволяет детям наиболее полно проявить свои музыкальные и творческие способности, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара [2];
– использование средств народной педагогики в различных режимных моментах дня и нерегламентированной деятельности. Педагог дошкольного учреждения имеет возможность познакомить детей с важнейшими датами народного календаря. Народное понимание года как круга жизни отражено в былинах, сказках, пословицах, загадках. Знакомство с датами народного календаря дополняется, по возможности, различными сведениями из русской истории, фольклорным материалом. Именно воспитатель проживает с ребенком все события текущего дня, и фольклор может стать не просто предметом изучения, а частью детской жизни, делая ее богаче, интереснее, красочнее и одухотвореннее. В свободное от образовательной деятельности время, включаясь вместе с детьми в игровую деятельность, педагог стремится передать детям неисчерпаемые богатства народной игры, ввести ребенка в школу освоения нравственного, трудового опыта социальной жизни. Лучше всяких занятий по этике будет служить воспитанию нравственности у детей рожденное народом поэтическое слово [2].
Также, приобщению старших дошкольников песенной культуре нагайбаков способствует взаимодействие педагога с семьей. Только в тесном сотрудничестве с родителями должны решаться задачи воспитания и развития ребенка. Необходимо помнить, что возраст дошкольного детства – период, когда ребенок особенно привязан к дому, семье. Для него важным являются, прежде всего, те ценности, которые признаются его родителями. Идеи, опыт народной педагогики может стать предметом обсуждения на родительских собраниях, в индивидуальных беседах с родителями. Именно воспитатель детского сада должен помогать родителям в овладении народной мудростью, корректировать совместную жизнедеятельность семьи, детского сада и ребенка.
Ознакомление детей с живым песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность, повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной музыки, пробуждают интерес к ней. Особенно необходимым для педагога является осознание важности задачи как можно более ранней перестройки музыкального слуха и мышления ребенка, которые в современном мире преимущественно складываются и формируются в условиях и под воздействием традиционных, обыденных мотивов и ритмов массовой песенной культуры. Педагог вносит свой посильный вклад в процесс приобщения ребенка к лучшим образцам поэтического, музыкального, игрового фольклора, противопоставляет примитивные интонации окружающей дошкольника современной развлекательной музыки богатому совершенством выражения интонационному словарю музыки народной.