Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1 1
1
1799 KB

Одной из технологий аналитической деятельности в управлении является факторный анализ.

Рассмотрим применение технологии факторного анализа в муниципальном управлении дошкольного образования на примере анализа процесса организации питания в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) города Магнитогорска. Сущность технологии факторного анализа заключается в выделении и осмыслении факторов, способствующих и противодействующих достижению поставленных целей в отношении объекта анализа (в нашем случае процесса организации питания), чтобы внести необходимые коррективы в осуществляемую деятельность (1). Алгоритм факторного анализа представлен следующими действиями: уточнение цели – установление факторов (причин) – дифференциация их на способствующие и противодействующие – ранжирование факторов – построение плана изменений.

Уточним цель анализа. Под целью анализа будем понимать диагностику деятельности муниципального органа управления образования (УО) по организации питания.

Выделим факторы, влияющие на процесс организации питания в ДОУ на муниципальном уровне, на примере города Магнитогорска, и дифференцируем их на противодействующие и способствующие.

Начнем со способствующих факторов. В городе проводится значительная работа по организации питания детей в детских садах.

  1. Увеличение денежной нормы питания детей в ДОУ.
    Принятая ранее денежная норма не позволяла ДОУ выполнять натуральную норму с точки зрения СанПиН 2.4.1.2660-10 (4).
  2. Разработка специального муниципального методического пособия.
    В результате совместной деятельности специалистов управления образования и руководителей ДОУ по созданию 10-дневного меню и технологических карт в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10 издано пособие «Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях».
  3. Осуществление надзора со стороны контролирующих органов города.
    Полноценное качественное питание детей города находится под особым контролем муниципалитета, Росспотребнадзора, органов прокуратуры, законных представителей ребенка и общественности города. Лица, осуществляющие контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
  4. Проведение тематических проверок деятельности ДОУ управлением образования.
    В соответствии с планом работы управления образования проводятся тематические проверки по вопросу «Контроль деятельности руководителя по организации питания детей дошкольного возраста». Целью проверок является изучение состояния работы по организации питания в дошкольных образовательных учреждениях.
  5. Создание диспетчерской службы.
    Конструктивная работа диспетчеров помогает УО эффективно организовывать деятельность 132 дошкольных образовательных учреждений города Магнитогорска.
  6. Дифференциация питания в зависимости от вида ДОУ (групп, как структурных единиц ДОУ).
  7. 7. Участие в конкурсном движении.

Далее рассмотрим противодействующие факторы.

  1. Несоответствие денежной и натуральной норм.
  2. Отсутствие соответствующего программного обеспечения.
  3. Переход на новую форму закупа продуктов питания.
  4. Ограниченные возможности для курсовой подготовки.

Итак, мы рассмотрели способствующие и противодействующие факторы в организации питания. Теперь проранжируем их.

Ранжирование проведем с точки зрения факторов первого порядка, т.е. оказывающих прямое влияние, и факторов второго порядка, оказывающих косвенное влияние.

Фактором первого порядка, положительно влияющим на организацию питания, является: увеличение денежной нормы питания детей в ДОУ.

Увеличение денежной нормы способствует организации рационального питания и выполнению натуральных норм основных продуктов на одного ребенка в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10. Без соответствующего финансирования мы не можем говорить об эффективной организации питания в ДОУ.

Факторами второго порядка, положительно влияющими на организацию питания, являются:

  • разработка специального муниципального методического пособия;
  • осуществление надзора со стороны контролирующих органов города;
  • проведение тематических проверок деятельности ДОУ управлением образования;
  • создание диспетчерской службы;
  • дифференциация питания в зависимости от вида ДОУ (групп, как структурных единиц ДОУ);
  • участие в конкурсном движении.

В то же время, факторами первого порядка, отрицательно влияющими на организацию питания, являются:

– несоответствие денежной и натуральной норм.

– отсутствие соответствующего программного обеспечения.

При составлении спецификации для закупа продуктов питания в расчет берется функционирование учреждения и среднесуточный набор продуктов питания (4), где без соответствующей программы точно произвести расчеты очень сложно. Следовательно, ошибки приводят к неэффективному использованию денежных средств.

Факторами второго порядка отрицательно, влияющими на организацию питания, являются:

– переход на новую форму закупа продуктов питания;

– ограниченные возможности для курсовой подготовки.

Проведение ранжирования факторов позволяет определить приоритеты дальнейшего планирования процесса организации питания в ДОУ.

На наш взгляд первоочередными мероприятиями должны стать:

  1. Приведение к соответствию денежной и натуральной нормы.
  2. Сопровождение работы по внедрению разработанного 10 – меню в ДОУ.
  3. Оказание своевременной консультативной помощи при выявлении проблем.
  4. Сопровождение в составлении документов на проведение закупок по продуктам питания в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.
  5. Внедрение специального программного обеспечения на уровне муниципалитета города и дошкольного образовательного учреждения.