Одной из технологий аналитической деятельности в управлении является факторный анализ.
Рассмотрим применение технологии факторного анализа в муниципальном управлении дошкольного образования на примере анализа процесса организации питания в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) города Магнитогорска. Сущность технологии факторного анализа заключается в выделении и осмыслении факторов, способствующих и противодействующих достижению поставленных целей в отношении объекта анализа (в нашем случае процесса организации питания), чтобы внести необходимые коррективы в осуществляемую деятельность (1). Алгоритм факторного анализа представлен следующими действиями: уточнение цели – установление факторов (причин) – дифференциация их на способствующие и противодействующие – ранжирование факторов – построение плана изменений.
Уточним цель анализа. Под целью анализа будем понимать диагностику деятельности муниципального органа управления образования (УО) по организации питания.
Выделим факторы, влияющие на процесс организации питания в ДОУ на муниципальном уровне, на примере города Магнитогорска, и дифференцируем их на противодействующие и способствующие.
Начнем со способствующих факторов. В городе проводится значительная работа по организации питания детей в детских садах.
- Увеличение денежной нормы питания детей в ДОУ.
Принятая ранее денежная норма не позволяла ДОУ выполнять натуральную норму с точки зрения СанПиН 2.4.1.2660-10 (4). - Разработка специального муниципального методического пособия.
В результате совместной деятельности специалистов управления образования и руководителей ДОУ по созданию 10-дневного меню и технологических карт в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10 издано пособие «Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях». - Осуществление надзора со стороны контролирующих органов города.
Полноценное качественное питание детей города находится под особым контролем муниципалитета, Росспотребнадзора, органов прокуратуры, законных представителей ребенка и общественности города. Лица, осуществляющие контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления. - Проведение тематических проверок деятельности ДОУ управлением образования.
В соответствии с планом работы управления образования проводятся тематические проверки по вопросу «Контроль деятельности руководителя по организации питания детей дошкольного возраста». Целью проверок является изучение состояния работы по организации питания в дошкольных образовательных учреждениях. - Создание диспетчерской службы.
Конструктивная работа диспетчеров помогает УО эффективно организовывать деятельность 132 дошкольных образовательных учреждений города Магнитогорска. - Дифференциация питания в зависимости от вида ДОУ (групп, как структурных единиц ДОУ).
- 7. Участие в конкурсном движении.
Далее рассмотрим противодействующие факторы.
- Несоответствие денежной и натуральной норм.
- Отсутствие соответствующего программного обеспечения.
- Переход на новую форму закупа продуктов питания.
- Ограниченные возможности для курсовой подготовки.
Итак, мы рассмотрели способствующие и противодействующие факторы в организации питания. Теперь проранжируем их.
Ранжирование проведем с точки зрения факторов первого порядка, т.е. оказывающих прямое влияние, и факторов второго порядка, оказывающих косвенное влияние.
Фактором первого порядка, положительно влияющим на организацию питания, является: увеличение денежной нормы питания детей в ДОУ.
Увеличение денежной нормы способствует организации рационального питания и выполнению натуральных норм основных продуктов на одного ребенка в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10. Без соответствующего финансирования мы не можем говорить об эффективной организации питания в ДОУ.
Факторами второго порядка, положительно влияющими на организацию питания, являются:
- разработка специального муниципального методического пособия;
- осуществление надзора со стороны контролирующих органов города;
- проведение тематических проверок деятельности ДОУ управлением образования;
- создание диспетчерской службы;
- дифференциация питания в зависимости от вида ДОУ (групп, как структурных единиц ДОУ);
- участие в конкурсном движении.
В то же время, факторами первого порядка, отрицательно влияющими на организацию питания, являются:
– несоответствие денежной и натуральной норм.
– отсутствие соответствующего программного обеспечения.
При составлении спецификации для закупа продуктов питания в расчет берется функционирование учреждения и среднесуточный набор продуктов питания (4), где без соответствующей программы точно произвести расчеты очень сложно. Следовательно, ошибки приводят к неэффективному использованию денежных средств.
Факторами второго порядка отрицательно, влияющими на организацию питания, являются:
– переход на новую форму закупа продуктов питания;
– ограниченные возможности для курсовой подготовки.
Проведение ранжирования факторов позволяет определить приоритеты дальнейшего планирования процесса организации питания в ДОУ.
На наш взгляд первоочередными мероприятиями должны стать:
- Приведение к соответствию денежной и натуральной нормы.
- Сопровождение работы по внедрению разработанного 10 – меню в ДОУ.
- Оказание своевременной консультативной помощи при выявлении проблем.
- Сопровождение в составлении документов на проведение закупок по продуктам питания в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.
- Внедрение специального программного обеспечения на уровне муниципалитета города и дошкольного образовательного учреждения.