Дошкольный возраст является периодом наиболее стремительного развития человека, формирования его физических и психических качеств, необходимых в течение всей последующей жизни. Закладываются основы здоровья, жизненно важные двигательные навыки и умения. Что тесно переплетается с целью физической культуры – формирование гармонично и всесторонне развитой личности.
Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной системы, способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению обмена веществ. Через двигательную активность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы: мышление, внимание, воля, самостоятельность и др. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для формирования познавательных процессов, тем полноценней осуществляется его развитие [4].
Особое место в системе воспитания необходимо уделять умственному и физическому, так как они являются важнейшими компонентами общей подготовки дошкольника к школьному обучению.
Однако, для реализации полноценного процесса подготовки ребенка к деятельности школьника, существует ряд проблем, обуславливающих актуальность нашей темы. Во-первых, физическое воспитание традиционно воспринимается лишь как средство развития физических качеств человека в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности (Л.П. Матвеев, 1997; Ю.М. Николаев, 1999). Во-вторых, обращает на себя внимание стандартный набор средств физического воспитания и узконаправленный характер их использования (И.К. Спирина, 2000).
Вместе с тем, многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, М.М. Кольцова и др.) и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников (Г.А. Каданцева, 1993; А.С. Дворкин и Ю.К. Чернышенко, 1997; В.А. Баландин, 2000; Н.И. Дворкина, 2002; В.А. Пегов, 2000, и др.).
Еще П.Ф. Лесгафт в своих трудах отмечал, что «особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической. Чередование интеллектуальных и физических усилий благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются интенсивность и качество умственной деятельности» [1]. В настоящее время данная проблема представлена в исследованиях Н.В Зайцевой, И.В. Стародубцевой, Е.А. Коротковой и др.
Одним из основных показателей умственного развития является мышление. По мере развития познавательных интересов, любознательности мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольники прибегают к «экспериментам» для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу.
Мышление – это процесс познавательной деятельности ребенка, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны [3].
Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению.
Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение практических задач осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно воспринимаемых условий.
Наглядно-образное мышление – совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Важной особенностью является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств.
Словесно-логическое мышление начинает формироваться у детей старшего дошкольного возраста. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Рассуждать значит связывать между собой разные знания для того, чтобы получить ответ на стоящий вопрос, решить мыслительную задачу. В процессе рассуждения используются понятия о предметах, явлениях, свойствах и отношениях. Основные формы словесно-логического мышления: понятие, суждение, умозаключение [2].
Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе. Ведь большая часть содержания образования в 1-4 классах построена на использовании таких логических приемов, как выполнение простейших видов анализа и синтеза, сравнения, установления связи между рядовыми и видовыми понятиями, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей.
Одним из эффективных средств развития различных видов мышления у старших дошкольников, в том числе и словесно-логического, являются физические упражнения. В настоящее время разрабатывается множество игр, физкультурных занятий, направленных на развитие словесно-логического мышления. Чем раньше начать формировать и развивать словесно-логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.
Таким образом, анализ научно-методической литературы, а также результатов проведенных исследований по проблеме развития мышления у старших дошкольников в процессе занятий физической культурой явились основой для планирования, моделирования и проведения педагогического эксперимента. Он был проведен с сентября 2012 г. по январь 2013 г. на базе МДОУ № 48 г. Мурманска. В педагогическом эксперименте приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста, из них 16 мальчиков и 14 девочек.
В сентябре 2012 г. нами был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления уровня развития мышления у старших дошкольников посредством методик исследования «Вопрос – ответ» (Й. Ерасек) и «Четвертый лишний» (Е.Л. Агаевой). Результаты констатирующего эксперимента показали, что уровень развития словесно-логического мышления у старших дошкольников на данном этапе примерно одинаковый (рис. 1).
По результатам проведенного констатирующего эксперимента нами были сформированы две группы – экспериментальная и контрольная – с одинаковым уровнем развития словесно-логического мышления. Экспериментальную и контрольную группы составили по 15 детей старшего дошкольного возраста: по 8 мальчиков и 7 девочек соответственно.
Рис. 1. Показатели развития словесно-логического мышления у детей 5–7 лет (сентябрь 2012 г.):1 – экспериментальная группа детей; 2 – контрольная группа
Педагогический эксперимент проводился на занятиях по физической культуре с частотой 3 раза в неделю продолжительностью 30 минут.
Занятия с экспериментальной группой проводились с использованием заданий, направленных на развитие словесно – логического мышления. Разработанный комплекс упражнений применялся в основной части, включал в себя: использование логических блоков Дьенеша, игровые задания и эстафеты на выполнение вычитания и сложения в сочетании с двигательной деятельностью. Создание проблемных ситуаций, направленных на формирование собственного суждения, умозаключения ребенка и формирования простейших выводов и обобщений. На занятии использовались практические, наглядные и словесные методы обучения.
Дети из контрольной группы занимались по общепринятой Программе по физическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений.
В январе 2013 г. нами был проведен контрольный срез, результаты которого представлены в диаграмме 2 (рис. 2).
Рис. 2. Показатели развития словесно – логического мышления у детей 5–7 лет (январь 2013 г.):1 – экспериментальная группа; 2 – контрольная группа
Анализ результатов контрольного тестирования показал, что показатели словесно – логического мышления у детей экспериментальной группы увеличились на 10%, а у детей контрольной группы – на 4 %.
Таким образом, проведенный педагогический эксперимент показал, что, развитие мышления будет наиболее успешным за счёт: избирательного сочетания средств физического воспитания и средств развития словесно – логического мышления; оптимального сочетания практических, словесных и наглядных методов обучения для активизации мыслительной деятельности дошкольников при обучении двигательным действиям.
Приобретенные в результате занятий логические приемы мышления необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта дошкольника. Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, формировать собственные суждения и умозаключения. Недостаточная сформированность мыслительных процессов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период подготовки к школьному обучению особое внимание уделять развитию у детей приемов словесно-логического мышления.
Включение заданий на развитие словесно-логического мышления в комплекс занятий физической культурой дает возможность гармоничного и всестороннего развития ребенка. Способствует формированию и раскрытию внутреннего мира дошкольника – его мыслей, чувств, нравственно-волевых качеств, развитию психических процессов: мышления, воображения, внимания, памяти. Благоприятно влияет на усваиваемость учебного материала, работоспособность и поддержание высокого интереса к выполнению мыслительных операций дошкольников.