Формирование творчески активной личности школьника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет большое значение, как для самой личности, так и для общества, которое в настоящее время нуждается в инициативных людях, имеющих активную социальную позицию, обладающих творческим мышлением, самостоятельным, гибким и нестереотипным. В этом и состоит актуальность исследования.
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности – учебная и творческая. В процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Познавательная деятельность важна для школьников, является обязательной для них – это новый и важный вид деятельности – познание, учеба. Но важно, чтобы проходила она не только на репродуктивном уровне, а и на творческом. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
Таким образом, проблема нашего исследования: каковы условия формирования творческих способностей младших школьников? Цель исследования: определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Объект исследования: процесс формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: педагогические условия формирования творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования: процесс формирования творческих способностей младшего школьника, будет эффективным, если: на уроках труда использовать игровые элементы; систематически давать школьникам задания на развитие воображения; формировать у учащихся опыт творческой деятельности, включая в различные виды деятельности; развивать логическое и творческое мышление.
Теоретической основой исследования являются положения философии о сущности творчества (М. Мамардашвили, А.Т. Шумилин и др.); основополагающие идеи о сущности творческих способностей и креативности личности (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, А.Н. Лук, A.M. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Е.П. Торренс и др.); общетеоретические направления по проблеме развития детского творчества (JI.C. Выготский, Н.С. Лейтес, В.Д. Шадриков); идеи А.В. Запорожца об амплификации развития ребенка.
Обратившись к трудам великих педагогов и ученых, мы выяснили, что младший школьный возраст успешен для развития творческих способностей, развивая которые, ребенок сможет найти выход из любой сложившейся ситуации. Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы. Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания (осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта).
Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников, а также для детей, страдающих церебральными нарушениями и дефектами речи (дизартрия, заикание). Правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству.
Целью нашего эксперимента является проверка влияния уроков технологии, на развитие творческих способностей младших школьников. В экспериментальной работе принимали участие 50 детей. Диагностика проводилась по методике Е.П. Торренса, Е.Е. Туник.
В качестве критериев были выбраны следующие: 1) беглость; 2) гибкость; 3) оригинальность; 4) разработанность.
Проведя диагностику развития творческих способностей младших школьников мы пришли к выводу, что нет ни одного человека с высоким уровнем развития творческих способностей, средний уровень развития у 80 % исследуемых детей, и по 8 % детей с низким и средним, ближе к низкому уровню, а 4 % детей обладают средним, но ближе к высокому уровню развития творческих способностей.
Мы разработали систему занятий по технологии и подобрали игры на развитие творческих способностей детей, такие как «Что можно сделать из…?», «Какая матрешка», «Хорошо-плохо», «Словоассациации», «Что общего между?», «На что похоже?», «Придумай и изобрази» и многие другие. Игровые технологии применялись на каждом уроке труда, и им уделялось достаточное количество времени.
Формирующий этап оказал весомое влияние на развитие творческого потенциала детей. Уровень творческих способностей второклассников повысился. Они стали более обширно мыслить, не стесняться предлагать новые идеи, использовать ранее не применяемые приемы в работе, выражая свою индивидуальность. Увеличилась беглость, гибкость мышления при выполнении творческих заданий стала наиболее выраженной. Появилось целое множество идей, причем дети формулировали, что бы они хотели бы выполнить и каким именно способом, придумывая для этого разнообразные комбинации и новые сочетания.
Что касается оригинальности, то и тут фантазиям ребят не было границ. Их так увлекает все творческое, где они сами могут в игре научиться чему-то новому, интересному и совсем не скучному. Правда не у всех детей и не сразу все получалось, некоторым было сложно отойти от шаблона, но вскоре и они стали выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, стандартных. Показатели разработанности заметно увеличились, дети тщательно прорабатывали все детали изготовляемого изделия, используя разные приемы, техники и материалы. Таким образом, мы наглядно убедились в том, что если в процессе трудового обучения учитель использует игровые методы развития творческого мышления и воображения, учить детей нестандартно подходить к решению проблемы, то можно развить творческие способности.