Кризисное состояние всех сфер жизнедеятельности нашего общества сказывается на состоянии и функционировании семьи, чье тяжелое положение в свою очередь отягощает кризис общества. Экономические, социальные трудности, политические конфликты и общая нестабильность нашей жизни приводят к усложнению всех тех проблем, которые стоят перед семьей. Даже в странах, относящихся к благополучным и стабильным, наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни, снижение престижа семьи, потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия, увеличение доли населения, сознательно выбравшего одиночество в качестве приемлемого стиля жизни.
Современные условия развития общества определяют новое видение проблемы подготовки юношества к семейной жизни, выполняющую адаптивную и воспитательную функции между социумом и человеком. Роль школы и семьи в подготовке старшеклассников к семейной жизни приобретает особую значимость. Семья представляет собой «частный микромир» личности, характеризующийся интимностью чувств и эмоций. Духовность обеспечивает целостность и полноту семейных отношений. Именно в семье конечной целью всех процессов является воспитания личности, обретение индивидуального нравственного стержня, морально-этическое становление индивида. Семья формирует духовную сферу человека, развивает его добродетели, приобщает к миру культуры. Она выполняет репродуктивную, воспитательную, социализирующую функцию будущего поколения. Семья является уникальным носителем, транслятором политического, социального опыта и традиций народа, в которых заложен богатый нравственно-этический потенциал. В педагогической культуре всех народов подготовка подрастающего поколения к семейной жизни занимает ведущее место.
Отметим, что на протяжении долгого времени подготовка к семейной жизни сводилась к половой, психологической, трудовой подготовке, в то время как нравственному аспекту уделялось меньшее внимание. А ведь именно нравственные качества: ответственность, терпимость, уважение и др., – могут помочь супругам справить с трудностями семейной жизни.
В целях изучения взгляда современного юношества на семью и отношения к семейной жизни нами было проведено анкетирование учащихся 10 класса Китовской средней школы Шуйского района Ивановской области. Исследование показало, что большинство юношей и девушек считают семью одной из важных ценностей, обязательным условием счастья, а основной причиной ее создания называют любовь. А именно 59 % респондентов считают, что семья – это союз, основанный на любви и духовной близости двух людей; 24 % юношей и девушек видят в семье прочную связь между поколениями; а 17 % школьников единственное предназначение семьи находят в рождении и воспитании детей.
Благополучие брака зависит от разных условий. Одним из главных условий, по мнению школьников, является любовь (89 %). Около 50 % юношей и девушек отдали предпочтение наличию общих целей и планов и 45 % – хороших жилищных и материальных условий. Общие взгляды на жизнь как условие благополучного брака отметили 36 % школьников. Менее значимы для учащихся оказались такие условия как разумное распределение ролей (23 %), наличие детей (22 %), взаимная поддержка (13 %), умение идти на компромисс (12 %).
Таким образом, видим, что школьники не связывают сформированность нравственных качеств у супругов со счастливой семейной жизнью, где царит взаимопонимание, взаимная поддержка, взаимоуважение.
Главные условия благополучного брака
Описывая портрет будущего супруга, мнения юношей и девушек расходятся. Так своего будущего мужа девушки видят честным, умным, любящим, внимательным, трудолюбивым, заботливым, верным. А юноши представляют свою будущую супругу красивой, стройной, верной, умеющей готовить, ответственной, понимающей. Таким образом, девушки считают приоритетными нравственные качества в образе будущего супруга, а то время как для юношей важнее внешней вид.
Одной из функций семьи является рождение и воспитание детей. Однако не все старшеклассники (68 %) считают это главным предназначением семьи, хотя большинство юношей и девушек хотели бы иметь не менее одного ребенка, чаще двоих.
В подготовке юношества к будущей семейной жизни важную роль играет сама семья, образец взаимоотношений родителей. Ведь именно в семье формируются основы личности, гражданина, его моральные, ценностные ориентации. Все самое первое и важное происходит с человеком в семье: рождение, первые шаги, ощущение безопасности, любовь и счастье. Для каждого человека семья – это необходимость, с помощью которой он реализует не только биологические потребности, а в первую очередь духовные потребности, потребности в любви, заботе и признании. Семья является единственным «воспроизводителем» высших ценностей: любви, веры, способности жертвоприношения. Наше исследование показало, что 59 % опрошенных желают, что бы их будущая семья была похожа на родительскую. Значит можно предположить, что эти дети воспитываются в благополучных семьях, получают заботу и любовь с самого раннего детства, уважают своих родителей. Однако 41 % старшеклассников не воспринимают родительскую семью как образец для создания будущей семьи. Это факт вызывает беспокойство, поскольку эти учащиеся ограничены или даже лишены возможности наблюдать счастливые семейные взаимоотношения между супругами.
Таким образом, наше исследование показало, что, с одной стороны, семья для старшеклассников сохранила свою значимость и ценность, не смотря на кризис института семьи на современном этапе развития российского общества; с другой стороны, юноши и девушки не придают должного внимания нравственным качествам супругов, обеспечивающим благополучие и счастье семейной жизни. Сложившиеся противоречие требует организации целенаправленного взаимодействия различных социальных институтов по нравственной подготовке старшеклассников к семейной жизни.