Анализ научной литературы, посвященной изучению девиантного поведения несовершеннолетних, выявляет сложность в обобщении существующего материала, прежде всего из-за разнообразия категорий, используемых для обозначения и описания различных проявлений такого поведения (Б.Н. Алмазов, С.A. Беличева, Ю.В. Гербеев, М.Н. Голоднюк, Д.А. Керимов, А.Е. Личко, Г.М. Потанин, B.С. Собкин, Н.Н. Стош, Д.И. Фельдштейн и др.).
В данной статье мы будем рассматривать девиантное поведение в значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам».
Существующие социальные проблемы заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка.
Мы считаем, что среди всех социально-демографических групп именно дети дошкольного возраста наиболее подвержены десоциализирующим факторам, к которым, в первую очередь, можно отнести напряженный ритм жизни, особенно в условиях крупного города; неблагополучие и дезадаптирующее влияние условий семейного воспитания. Все это может привести к формированию у ребенка заниженной самооценки, чувства собственной ненужности и малоценности, непонимания со стороны самых близких людей, переживания одиночества и растерянности перед «миром взрослых».
Ведущим видом деятельности у детей данного возраста является игра. Вот почему основное внимание в работе по профилактике девиантного поведения было уделено такой форме как «Сказкотерапия».
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
С целью профилактики девиантного поведения у детей дошкольного возраста нами был разработан социально-педагогический проект «Я живу в сказке», реализованный на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – Детский сад № 2» в г.о. Шуя Ивановской области.
Образовательный процесс в ДОУ осуществляется по инновационным программам «Развитие» (Центр им. Л.А. Венгера), «Малыш» авт. В.А. Петрова – развитие музыкальности у детей раннего возраста, «Гармония» авт. К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко – развитие музыкальности у детей дошкольного возраста, «Физическое развитие и здоровье» авт. М.А. Правдов, «Непреходящие ценности малой Родины» авт. Е.В. Пчелинцева.
С целью изучения возможных проблем у детей дошкольного возраста нами было проведено исследование в виде открытой анкеты и методики на выявление детско-родительских отношений «Рисунок семьи». Исследование проводилось в ноябре 2012 г. Всего было опрошено 15 детей старшей подготовительной группы «Теремок» в возрасте от 6 до 7лет.
Так, при ответе на вопросы мы получили следующие данные:
99 % детей знают такие плохие поступки и вредные привычки, как курение, алкоголь, воровство, убийство, обман;
73,40 % детей ответили, что у родителей есть вредные привычки;
66,70 % опрошенных хоть один раз держали в руках пачку сигарет или бутылку пива;
из мультипликационный героев 13,30 % детей выразили свою симпатию отрицательным героям;
2 % детей считают, что когда они вырастут, у них появятся вредные привычки.
Проанализировав ответы детей, мы убедились в том, что склонности к отклоняющемуся поведению есть у многих детей. Проведённое нами анкетирование ещё раз подтвердило то, что профилактику девиантного поведения необходимо обязательно проводить в дошкольном возрасте.
Кроме анкеты, нами была проведена методика на выявление детско-родительских отношений «Рисунок семьи» Эта методика помогла прояснить отношение ребенка к членам своей семьи, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожность и конфликтные чувства.
Мы получили следующие результаты: лишь у 33,3 % детей эмоционально благополучные семьи, это говорит о том, что у остальных есть проблемы во взаимоотношениях с членами семьи. У 66,6% наблюдается тревожность и агрессивность, что вызывает нестабильность во взаимоотношениях. У 46,6% детей мы обнаружили ревностное отношение к родителям (ребёнок ревнует родителей к своему брату или сестре), что может вызвать проявление агрессии, тревожности. У 20 % детей ярко выражена потребность в общении и эмоциональном тепле.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данной группе детей дошкольного возраста присутствуют проявления девиантного поведения.
С целью создания условий успешной профилактики девиантного поведения детей дошкольного возраста мы создали социально-педагогический проект на базе «ЦРР – Детский сад № 2», одним из направлений которого явилось создание кружка под названием «Я живу в сказке». Мы считаем, что использование в своей работе элементов сказкотерапии поможет детям сформировать такие понятия, как «добро» и «зло», раскроит их творческий потенциал, научит правильно оценивать свои и чужие поступки.
Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.
Задача взрослых – помочь ребятам раскрыть в них всё то доброе, светлое и чистое, направлять и подталкивать их на хорошие поступки и дела. И, конечно, подавать хороший пример, потому что изначально, эталоном нравственности для детей являемся мы – взрослые.
Программа социально-педагогического проекта «Профилактика девиантного поведения у детей дошкольного возраста».
Мы считаем, что результатами нашего проекта будет развитие в детях отрицательного отношения к девиантному поведению, новообразования в их личности, направленные на отрицательное отношение к вредным привычкам, укрепление физических и психологических сил детей, установление связи и сотрудничества между ДОУ, местной властью и коммерческими организациями.
Этапы |
Задачи |
Формы работы |
Ответственные |
1. Диагностический |
Сбор информации об воспитанниках ДОУ«ЦРР-детский сад № 2» |
Психологическая диагностика для выявления проблем: 1) изучение представлений о девиантном поведении. 2) диагностика внутрисемейных отношений 3) диагностика семейного воспитания и отношения родителей к детям. («Рисунок семьи») |
Психолог ДОУ |
2. Информационный |
1. Осуществить общественную деятельность по профилактике данной проблемы 2. Осуществить просветительскую поддержку родителей 3.Осуществление просветительской работы воспитателей |
1. Просветительская деятельность общественности: – размещение социальной рекламы -размещение публикаций – выпуск брошюр – демонстрация х.ф. и мультфильмов. 2. Просветительская деятельность родителей. – проведение консультаций о защите прав ребёнка – родительские собрания («Наши дети – в наших руках») – беседы, тренинги, конференции – укрепление внутрисемейных отношений 3. Педагогические собрания. Семинары. Демонстрации х/ф. |
Социальный педагог. Старший воспитатель. |
3. Основной (Организационный) |
Вовлечение детей в различные виды деятельности: – развитие индивидуальных качеств детей. – оздоровление организма ребёнка – воспитание чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у детей нравственно-волевые качества |
1. Художественно-эстетические направления: – организация выставок («Что такое хорошо и что такое плохо?!», «Наши семейные, добрые дела»); – посещение театрализованных представлений («Путешествие в страну вежливости», «Мир добрых дел», «Плохо или хорошо!?» и др.); – организация выездных экскурсий, поездка в «Дом детского творчества»; – создание кружка «Я живу в сказке» (знакомство с содержанием сказки, с её героями, анализ сказки, театрализованная постановка сказки): «Заяц – Хвастун», «Буратино», «Бедный брат и богатый брат», « Красная шапочка», «Краденым сыт не будешь», «Сказка про обманщицу лису Патрикеевну», «Мальчик-с пальчик», «Крошечка – хаврошечка». – подведение итога 2. Физкультурно-оздоровительное направление: – участие в соревнованиях (Быть здоровым – это здорово!», «Будь здоров!», « Спорт для нас!»); – организация семейных эстафет («В здоровой семье-здоровый дух!», «Мама, папа, я – здоровая семья!», «Один за всех и все за одного!») |
Социальный педагог. Старший воспитатель. Воспитатели |
4. Итоговый |
Проанализировать этапы реализации проекта, определить его эффективность в профилактике девиантного поведения детей дошкольного возраста |
Определить успешность реализуемых направлений проекта: – участие детей в районных и городских мероприятиях; – количество детей и родителей, участвующих в общественной деятельности. Мониторинг показателей деятельности воспитателей ДОУ |
Социальный педагог. Психолог |