Малоподвижный образ жизни, игнорирование физической культуры, переедание, психоэмоциональная неорганизованность и другие факторы порождают группу заболеваний, получивших название «болезни цивилизации». В эту группу входят не только распространённые болезни обмена веществ (атеросклероз, гипертоническая болезнь), но и отклонения в массе тела.
Хорошо известно, что масса тела является одним из основных показателей физического развития человека, так как представляет собой интегральную оценку степени обмена веществ, энергетических и информационных процессов в его организме [1]. Поэтому как избыток, так и недостаток веса свидетельствуют, прежде всего, об имеющихся нарушениях данных процессов.
Для выявления студентов, имеющих отклонения массы тела от принятой нормы, было проведено исследование, в котором приняли участие студенты I-го и II-го курсов Волжского политехнического института. В результате установили, что у 33% студентов существует отклонение массы тела от нормы, т.е. практически у каждого третьего студента масса тела или превышает норму для данного возраста, или же находится за нижней её границей [3].
У студентов с отклонениями в массе тела причинами начала занятий физическими упражнениями (независимо от вида деятельности) стали:
– стремление к самосовершенствованию (улучшение телосложения, т.е «нравиться себе в зеркале», развитие физических качеств).
– стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена; стремление к общественному признанию; быть привлекательным для противоположного пола).
– социальные установки (мода на спорт, желание быть готовым к службе в армии).
Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного студента большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями.
Со студентами, имеющими отклонения в массе тела в ту и другую сторону, в течение учебного года велись специальные занятия, направленные на увеличение или уменьшение массы тела соответственно. В процессе таких занятий были выявлены новые мотивы. В ходе эксперимента осуществлялись регулярные измерения: обхватов, веса тела и процентного соотношения состава массы тела. Также всем занимающимся было рекомендовано вести дневник тренировок, в котором довольно наглядно по истечении времени стали видны все изменения и достижения. Мы заметили, что как только появился видимый результат (прибавка, либо снижение веса, изменения в процентном составе массы тела), сразу возникает ещё больший интерес к занятиям. Наряду с этим мы отметили, что занимающиеся, почувствовав мышечный тонус, стали получать удовольствие от двигательной деятельности. Всё перечисленное стало дополнительным стимулом к дальнейшим занятиям на данном этапе.
В пору юности всё определённей и отчётливей складывается индивидуальный облик каждого молодого человека, всё яснее выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. Именно в этом возрасте становится необходимым формирование устойчивого интереса к физической культуре и спорту, поскольку в процессе занятий физическими упражнениями происходит самореализация личности, которая отражается в физическом совершенстве студента [2].