В число важнейших задача, которое ставит перед собой общество, входит выдвижение проблемы здоровья, обусловленность теоретической и практической ее разработки, необходимость сохранения индивидуального здоровья, воспитание потребности в здоровом образе жизни, ответственное отношение к собственному здоровью и к здоровью других людей, а именно к студенческой молодежи. Физическое воспитание в вузе как учебная дисциплина является частью общего воспитания личности – будущего специалиста, руководителя производства, способного бережно относиться к своему здоровью, здоровью окружающих и здоровью будущих поколений.
Понимая, что единственный способ вести красивую и полноценную жизнь, быть сильным, здоровым и, конечно же, счастливым можно только занимаясь физической культурой и спортом, большинство студентов уделяют этому большое значение [2].
Мотивация – побуждение к действию, динамический процесс психофизиологического плана, который управляет поведением человека. Данный процесс определяет его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности: приобрести красивую фигуру, отказаться от вредных привычек, укрепить здоровье и приобрести физические навыки для будущей профессии. Мотивационно – целостный компонент в структуре физической культуры студента отражает положительное эмоциональное отношение, так как есть в этом потребность, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, спортивное совершенствование.
Если рассматривать личность, то мотивация занимает ведущее место, пронизывая все ее структурные образования: направленность личности, характер, способности, психические процессы. Цель мотивации – это формирование потребности в занятиях физическими упражнениями; укреплении здоровья; повышение трудоспособности; интеллектуальное, нравственное, этическое и эстетическое развитие. Направленность формирования спортивной культуры человека – обеспечение физического и духовного развития, усвоение правил, норм и закономерностей двигательной активности в различных условиях. Мотивация студентов неоднородна, она зависит от множества факторов: возрастных, половых, индивидуальных особенностей. Научные исследования (практика) показывают, что для студентов младших курсов спорт и физическая культура не являются ничем, кроме как учебной дисциплиной в университете. Студенты – старшекурсники начинают оценивать спорт и понимать его нравственные, эмоциональные аспекты, наблюдается большая мотивация к занятиям физической культурой и спортом.
Специфика физического воспитания основана на том, что осознанная информация становится мотивационным стимулом к выполнению физических упражнений, использования природных факторов и формирования такого способа жизни, который способствует достижению как личных, так и общественных целей. Критерием эффективности этого процесса является уровень здоровья молодежи, уровень физической трудоспособности и социальной дееспособности.
Уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культуры будет повышен, если повысится эффективность физического воспитания. Программа по физическому воспитанию для высших учебных заведений предусматривает формы проведения занятий, которые в определенной мере могут компенсировать дефицит двигательной активности студентов, возникающий в условиях насыщенного общеобразовательного процесса. Но параллельно с этим существуют и самостоятельные занятия физическими упражнениями, которые являются дополнением.
Физкультурно-спортивная деятельность формирует у занимающихся активную жизненную позицию. Это относится и к другим видам деятельности студентов, так как инициативный человек старается быть первым во всем и всегда. [1].