Все чаще, проходя по улице или проезжая в общественном транспорте, можно заметить людей, которых с первого взгляда и не определишь – мужчина или женщина. Люди начали стирать грани превосходства каждого пола в своей сфере быта. Мужчина олицетворял мужество и силу, женщина – красоту и грацию. В современном мире уже нельзя удивиться тому, что женщина зарабатывает больше, чем мужчина или того хуже, она работает, а он сидит дома – это уже считается нормальным. С возрастом замечаешь, что всё больше начинаешь придавать значение проблеме гендерного не соответствия полов!Как раз, в нашем возрасте и чуть младше (от 14 до 17) начинают складываться определенные стереотипы социального воспитания, а вот у людей постарше начинает проявляться наружу это не различие между мужчиной и женщиной по внешним признакам. Все больше юношей имеют женственные очертания и изгибы тела, все больше у мужчин начинает вырабатываться женский гормон – эстроген, а у женщин мужской – андроген. Вследствие этого женщина получает массивные плечи, бесформенную фигуру и возможен даже грубоватый голос. А «сильный пол» больше склоняется к изяществу, тоненькому голоску и походки от бедра! Нам, как представителям молодежи с консервативными взглядами, это не нравится, поэтому мы считаем, что с подобным побочным эффектом прогресса общества нужно бороться!Поскольку формирование социального воспитания, напрямую связано с гендерными особенностями, и закладывается в юношеском возрасте, так же как и характер и цели в жизни, нужно начать воспитание именно в этот период! И это не должно зависеть только от родительского воспитания! Человек живет в обществе, и оно оставляет куда более глубокие отпечатки, чем воспитание семьи. Ведущую роль в этом процессе помимо семьи играет система образования.
Физическая культура, безусловно, может являться средством гендерной социализации, т.к. в процессе физического воспитания решаются не только задачи, замыкающиеся на особенностях отдельного вида воспитания, но и общие задачи, преследуемые в социальной системе воспитания в целом. С помощью подбора средств и методов физкультурно-спортивной деятельности, ориентации на предпочитаемые виды двигательной активности студентов закрепляются модели поведения и личностные качества, формирующие гендер. Человек открывает физическую культуру не столько для себя, сколько открывает себя в мире физической культуры. От своевременности и полноты сформированности психологических черт мужественности-женственности во многом зависят уверенность в себе, цельность переживаний, определенность установок, что определяет в будущем эффективность общения с людьми, отношений в семье и коллективе. Занятия по физической культуре, должны строиться с учетом гендерных особенностей студентов, актуализируя их гендерные роли, формируя понимание о предназначении мужчины и женщины в обществе [1].
На наш взгляд, юноши должны с большей охотой ходить в тренажерный зал, подтягиваться, отжиматься, заниматься единоборствами – в общем, стараться развить все группы мышц и научиться защищать себя и, в будущем, свою семью. Девушкам, чтобы не потерять женственность, изящные очертания тела, нужны упражнения на упругость тела, в особенности развивать мышцы поясницы, таза, живота – это поможет для дальнейшего без проблемного вынашивания и рождения ребенка.
В студенческом возрасте всё отчётливей складывается индивидуальный облик каждого молодого человека, всё яснее выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. Именно в этот период становится необходимым формирование устойчивого интереса к физической культуре и спорту, поскольку в процессе занятий физическими упражнениями происходит самореализация личности, которая отражается в физическом совершенстве студента.
Нами было проведено анкетирование, целью которого было определение мотивов, побуждающих студентов посещать физкультурно-спортивные занятия и исследование образа жизни студентов. Проанализировав ответы, мы пришли к следующим результатам. Большинство (70 %) указали на то, что занимаются физической культурой для получения зачёта. Также, благодаря моде на подтянутое, тренированное тело 36 % студентов 1 и 2 курсов и 69 % студентов 3 и 4 курсов отметили, что при этом стремятся иметь красивую фигуру. Всего 10 % хотят повысить свою умственную работоспособность, 32 % указали на то, что хотят развить у себя физические качества, а здоровыми хотят быть большинство опрошенных. Полагают, что занятия спортом позволяют увереннее чувствовать себя в обществе 23 %, 16 % называют улучшения самочувствия и только 11 % планируют добиться высоких результатов в спорте, 11 % студентов начали заниматься в тренажёрном зале с момента поступления в ВУЗ. Исследование образа жизни студентов выявило, что наличие вредных привычек наблюдаются у 60 % студентов, не соблюдают режим питания 70 % студентов, у 56 % нет сформировавшейся привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями [2].
Было проведено ранжирование видов спортивной деятельности студентов нашего вуза, которое показало, что 67 % постоянно занимаются различными видами физкультурно-спортивной деятельности, 33 % – эпизодически, а 14 % студентов исключают физическую деятельность. Наиболее значимой и доступной формой занятий 16 % студентов называют тренировки в спортивных секциях вуза, 33 % – посещают тренажёрный зал. В качестве мотивов при обосновании выбора формы занятий 48 % студентов указывают удобное время и организацию занятий вузовских секциях, 36 % обосновывают свой выбор желанием заниматься избранным видом спорта. Приятно отметить, что абсолютное большинство студентов (86 %) считают занятия физической культурой и спортом необходимыми [3].
Результаты свидетельствуют, что важную роль играет интерес, а основой интереса является внутренняя мотивация занимающихся, позволяющая не только определить отношение человека к данному виду деятельности, но и имеющая важное значение для организации и управления процессом физического воспитания в вузе. При определенной системе гендерного воспитания личности студентов, особенно 1-ых, 2-ых курсов, можно выработать как раз те самые необходимые физические и психологические навыки, которые не просто пригодятся в жизни, но и помогут с самореализацией в ней.