Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

LIFELONG LEARNING AS ONE OF THE KEY ELEMENTS OF THE EUROPEAN SOCIAL MODEL

Mulder E.V. 1
1 UNU IAS RCE Rhine-Meuse
Lifelong learning under the European Employment Strategy is defined as a comprehensive training activity carried out continuously in order to improve the knowledge, skills and professional competences. Emphasizing that «people is the main European heritage and, therefore, a central element of any policy of the EU», the documents of European summits conclude that the educational system must adapt to the new realities of the XXI century «lifelong learning should be the main political agenda for civil society, social cohesion and employment». Currently, the EU actively contribute to the development not only supply but also demand for educational services, especially among those who are still not involved in the learning process. Lifelong learning is seen as a general framework for the development of national education systems in close connection with the strategy of economic and social development.
lifelong learning
continuing education
economic and social development
formal education
non-formal education
informal education

В условиях современного научно-технического прогресса изменяется содержание и характер труда, происходит динамичный рост знаний во всех сферах науки, техники и культуры, возникает необходимость постоянно обновлять, обогащать или менять ранее полученные знания и подготовку. Непрерывное образование становится решающим фактором социально-экономического прогресса и кардинальным условием развития личности на всех этапах ее жизненного и профессионального пути. Осознание этого фактора привело мировое научное сообщество к поискам новых направлений развития образовательной системы. Постепенно стало меняться само понятие «образование». Если раньше оно отождествлялось с организованным и длительным процессом в рамках специальной системы, созданной для реализации образовательных целей, то теперь получила развитие идея о том, что понятие «образование» гораздо шире, чем «формальное образование».

Формальное образование в странах ЕС также перестает быть процессом трансляции знаний, акцент перемещается на умение учиться и на самостоятельное освоение знаний. Уменьшается важность знания фактов, уступая место необходимости доступа к информации, овладению умением поиска и интерпретации информации и превращения ее в новое знание. Возрастает роль неформального образования и обучения.

Итак, образование в течение всей жизни включает в себя три типа образования и обучения: формальное, неформальное и информальное.

Формальное образование, согласно многим существующим определениям, представляет собой образование, направленное на получение или изменение образовательного уровня и квалификации в учебных заведениях и учреждениях образования согласно определенным образовательно-профессиональным программам и срокам обучения, мерами государственной аттестации, что подтверждается получением соответствующих документов об образовании. Осуществлением формального образования занимаются школы, колледжи, университеты и другие учреждения, входящие в формальную систему образования.

Формальному образованию отдается приоритет в политике большинства Европейских государств, поскольку оно является базой для получения начальных знаний гражданами и впоследствие овладением ими профессии. Приоритетность формального образования не только в Европе, но и во всем мире подтверждается его обширным финансированием со стороны правительств государств.

Безусловно, такой тип образования играет важную роль в жизни государства и общества, поскольку является существенным компонентом процесса социализации индивидов. Под процесом социализации в данном случае следует понимать систематическое обучение и воспитание полноценных членов общества, владеющих определенным знаниями (прежде всего, научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития [1].

Все это находит свое воплощение в проводимой государством политике в области образовани, и впоследствие реализацию в учреждениях, входящих в систему формального образования.

Неформальное образование, наоборот, направлено на получение знаний, умений и навыков для удовлетворения образовательных личностных потребностей и не регламентировано местом получения, сроком и формой обучения, мерами государственной аттестации. Функция реализации неформального образования возложена на неправительственные некоммерческие огранизации, учебные центры и т.д.

Неформальное образование пользуется сейчас популярностью практически во всех европейских государствах. Европейская Комиссия в рамках программы непрерывного образования активно пропагандирует создание различного рода некоммерческих организаций, которые предосталяли бы подобного рода дополнительные образовательные услуги желающим; а также стимулирует работу уже существующих организаций через предоставление им грантов.

В наиболее развитых государствах Западной Европы, работа подобных организаций уже хорошо налажена и приносит ожидаемые результаты. К примеру, в Германии, Великобритании, Нидерландах и ряде других стран западной Европы более половины всех существующих школ начального и среднего образования осуществляют долгосрочное сотрудничество с подобными организациями, например, в форме участия в различных креативных проектах, организации учебных семинаров, ученических обменов, обменов учебными материалами и прочих меропритиях, не предусмотренных стандартной учебной программой.

Можно уже заявить о том, что это явление стало нормой, и работа школы, которая не ведет подобное сотрудничество, оценивается как недостаточная. Стандартный набор школьных предметов не отвечает потребностям новых поколений, а потому школа просто обязана меняться и совершенствоваться. Проблема школ и образования в целом заключается в том, что они были созданы полвека назад с учетом потребностей других поколенией и ориентацией на потребности другого рынка труда.

Традиционная система образования в том виде, в котором она существует сейчас, не соответствует потребностям современности и тормозит развитие потенциальных возможностей человека. Современное образование не обеспечивает карьерного роста и потому недостаточно востребовано. Все образовательные цепочки готовят специалистов среднего уровня, в то время как европейский рынок рабочей силы нуждается преимущественно в неквалифицированном труде и в услугах профессионалов высшего класса. А функции образования по интеграции личности в социум, перешли к интернету, телевидению и рекламе.

За полвека в странах «старого света» произошло много событий, изменивших судьбу многих государств и серьезно повлиявших на развитие других. Удивительно, что государственные институты и бизнес-структуры, оказавшись в жестких условиях, стремятся наиболее точно отразить изменения, происходящие в мире и даже вынуждены немедленно соответствовать им, чтобы выжить или, если речь идет о бизнесе, остаться востребованным на рынке. В то время как образование остается неизменным, что совершенно нелогично, ведь именно на образование возложена ответственность за подготовку нужных специалистов и формирование общества «знаний».

Такую нелогичность можно объснить, на наш взгляд, недостаточным вниманием к этой сфере жизни общества со стороны властей. К сожалению, при принятии законов, а также их исполнении чиновники не всегда осознают важную социальную роль образования как связующего звена между обществом и государством. Ведь не стоит забывать о том, что образование является одним из самых древних социальных институтов и возникло в силу потребности общества в воспроизводстве и передаче знаний, умений, навыков, подготовки новых поколений к жизни и будущему.

Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные и иные социальные связи. Образование является, пожалуй, единственным социальным институтом, основная цель которого совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли экономики производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это, в свою очередь, определяет ведущую социальную функцию образования – гуманистическую.

Гуманистическая функция или, иными словами, гуманизация есть объективная потребность общественного развития, основной вектор которого направлен непосредственно на человека. Глобализм как метод мышления и принцип деятельности современного общества в мире дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. Человек, провозглашавшийся как высшая цель политики ЕС, на деле превращен в «трудовой ресурс», что, безусловно, отражено в системах образования большинства развитых Европейских государств, где школа выполняет функцию «подготовки к жизни», а под «жизнью» понимается трудовая деятельность.

Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития отодвинута на дальний план. Ценится, прежде всего, «работник». А поскольку работника можно заменить, отсюда антигуманный тезис о том, что «незаменимых людей нет». Получается, что жизнь ребенка и подростка – это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается со вступления в трудовую деятельность [2].

Как было заявлено в начале главы, концепция образования в течение всей жизни наряду с формальным и неформальным образованием придает особое значение информальному (спонтанному) образованию. Информальное образование является общим термином для образования за пределами стандартной образовательной среды, к примеру, индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д., когда человек превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития, результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, не имеющей определенной структуры.

Однако спонтанное образование предъявляет определенные требования и к образованию в массовой общеобразовательной школе; важнейшей ее задачей становится подготовка учащихся к послешкольному непрерывному образованию и самообразованию, ибо успех в образовании во многом зависит от умения учиться самостоятельно.

Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в условиях малого социума – семьи, класса, ближайшего окружения, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с школьного возраста он находится в огромном развернутом социальном, в том числе новом знаниевом, пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей, прежде всего, из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей. Причем эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а бисерно, не просто не вписывается в систему образования, а представляет собой качественно иной тип, противостоящий стационарному образованию, принципиально меняющийся, в частности, не только сочетание зрительного и слухового восприятия, но и структуру мышления, самосознания и миропонимания [3].

Развитие информационно-коммуникативных технологий открывает перед человеком новые возможности, связанные с погружением в мир виртуального пространства, дающего ему ощущение полноты жизни за счет расширения сферы общения с пользователями Интернета. Подключившись ко всемирной паутине и обладая относительно несложными навыками в области поиска необходимой информации, любой начинающий и тем более продвинутый пользователь Интернетом может в кратчайшие сроки решать поставленные перед собой задачи.

До сих пор при формировании политики в области образования правительства стран ЕС учитывали лишь формальное образование, а остальным двум категориям не уделялось практически никакого внимания. Меморандум непрерывного образования ЕС делает неформальное и информальное образование равноправными участниками процесса обучения.

Для большинства европейцев формальное и неформальное образование происходит непосредственно по месту жительства, а значит, главная ответственность за реализацию непрерывного образования индивида ложится на местные органы власти. Культурное разнообразие является важнейшим богатством Европы, и сохранить местные особенности и традиции, в том числе и в сфере образования, – задача всех местных сообществ. При всей свободе передвижения и тех преимуществах, которые она предоставляет, люди не должны быть вынуждены покидать свой родной город или поселок, чтобы получить качественное образование [2].

Тем не менее, современному человеку на протяжении всей жизни свойственна необходимость обновления своих знаний и компетенций в связи с изменением среды, как в социальном, так и просто географическом отношениях. Сегодня не типична картина, когда человек всю жизнь живет там, где он родился, и занимается тем, чему обучился в юности. В частности, и знания, полученные в университете, уже не могут оставаться неизменным багажом, эффективно обеспечивающим социальную и профессиональную адаптацию в течение всей жизни. Отсюда необходимость в том, чтобы в течение всей своей жизни человек постоянно учился, совершенствовался, и, возможно, переучивался. Именно это имеется в виду, когда говорят о системе образования в течение всей жизни [1]. Современный человек обречен на необходимость непрерывного общекультурного и профессионального развития как способа быть востребованным в современном социуме.

Заключение

В настоящее время в ЕС необходимость непрерывного образования рассматривается как один из главных элементов социальной модели. В этом обществе образование и профессиональные умения становятся факторами достижения экономического успеха, гражданской ответственности и социального согласия.

В этом обществе ответственность за обучение разделена между государством, работодателями, работниками и гражданами, а стратегией и форматом создания является обучение в течение всей жизни.

Необходимость формирования в общественном сознании установок на непрерывное образование в течение всей жизни вне зависимости от возраста дает возможность увеличить продолжительность активной жизни человека, максимально и эффективно использовать человеческий опыт и интеллект в течение всей его жизни в интересах социально-экономического развития страны.

Эта модель позволит повысить уровень квалификации и знаний на разных этапах жизни человека и, тем самым, подготовит его к работе в условиях глобальной конкуренции рабочей силы, отражающей специфику стремительно меняющейся экономики, основанной на знаниях, и способствующей развитию инновационных процессов в науке и технике.

Качество образования в растущей мере зависит от доступа к информационным и коммуникационным технологиям. В современных условиях другими способами обеспечить качественную подготовку специалиста невозможно.

Информационные технологии создают условия для качественного образования при массовом обучении в сочетании с индивидуальным подходом к каждому студенту. В обществе, основанном на знании, некая сумма знаний не является целью образования. Сегодня цель образования в ЕС – научить людей создавать новое знание и овладеть технологиями и способами, позволяющими это сделать.