На современном этапе конкуренция является ключевым фактором социально-экономического развития, движущей силой эффективного использования ресурсов, повышения качества товаров и услуг, а также уровня жизни населения. Это обуславливает ведение эффективной конкурентной политики на макро- и микро уровне, а также необходимость внедрения новых подходов управления и использования эффективных механизмов повышения конкурентоспособности предприятий.
Одной из быстроразвивающихся и важных для Узбекистана отраслей экономики является транспорт. Безусловно, его развитие способствует экономическому взаимодействию производственных отраслей и социальной сферы, а также становлению и развитию новых направлений экономики.
В настоящее время более 11 % валового внутреннего продукта, 15 % основных производственных фондов страны, 4 % из общего числа занятых в экономике Узбекистана приходится на долю транспорта. Автомобильный транспорт является важной структурной единицей транспортной системы, на долю которого приходится более 90 % общего объема грузоперевозок и 97 % перевозки пассажиров. Следует отметить, что положительные сдвиги в развитии отрасли, в основном, достигнуты за счет максимального использования старых мощностей, основная часть которых физически и морально устарела.
Автомобильный транспорт в силу своей мобильности, универсальности, гибкости способен объединить все виды транспорта в единую сеть. Стимулирование развития автомобильного транспорта, как основной составляющей транспортной системы, является одним из главных приоритетов роста экономического потенциала, так как от конкурентоспособности предоставляемых автотранспортных услуг в полной мере зависит себестоимость товаров и услуг, производительность труда, конкурентоспособность других отраслей экономики страны.
Формирование потенциальной возможности хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта к конкурентной борьбе и достижению эффективных результатов в данных условиях осложняется в связи с необходимостью постоянного приспособления к изменяющимся условиям, что требует поиска научно-обоснованной концепции конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта [6].
Изучение факторов эффективности функционирования автомобильного транспорта позволяет сделать вывод о недостаточной методологической проработанности вопросов повышения конкурентоспособности отрасли.
Основные проблемы повышения конкурентоспособности автомобильного транспорта как и в других сферах производственной инфраструктуры, заключаются в следующем [10]:
– отсутствие научно обоснованной концепции, определяющей направления формирования эффективного организационно-экономического механизма создания благоприятной рыночной среды на рынке автотранспортных услуг, с учетом отраслевой специфики;
– недостаточный уровень разработки методов и моделей, отражающих процессы конкуренции на этом рынке, в целях исследования и управления этими процессами;
– несовершенство методов оценки конкурентоспособности транспортных операторов;
– несовершенство системы управления процессами обеспечения, удержания и наращивания конкурентного преимущества в деятельности автотранспортных компаний;
– ослабление производственно-экономического потенциала в силу несовершенства механизма воспроизводства основных средств, ограничивающего возможности обновления и модернизации материально-технической базы автотранспортных предприятий, прежде всего активной части основных фондов – подвижного состава.
Такой вывод обусловлен ключевым значением эффективного использования ресурсного фактора как непосредственно для процесса транспортного производства так и для процессов управления им, формирования эффективной политики стимулирования развития транспорта на республиканском и региональном уровнях.
Понятие «конкурентоспособность» как одна из самых известных и фундаментальных экономических категорий достаточно широко исследуется учеными и специалистами, применительно к товарам и услугам, отраслям экономики, сферам человеческой жизни.
Конкурентоспособность (competitiveness) – в широком смысле означает наличие сильных, устойчивых позиций на рынке и умение сохранять и упрочнять свои позиции. Анализ опубликованных работ по управлению инвестиционными проектами, методологическим аспектам повышения конкурентоспособности строительных компаний показывает, что устоявшегося определения конкурентоспособности как экономической категории еще нет [5, с. 164]. Многообразие понятийного аппарата, методов исследования косвенно показывает сложность категории «конкурентоспособность предприятия» [9]. Конкурентоспособность предприятия – это один из основных критериев оценки эффективности его деятельности и развития. В самом широком смысле её можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов [3]. И здесь особенное значение приобретают социальные элементы внешней среды: исторические традиции, присущие территориальному образованию, в границах которого концентрируется целевой сегмент потребителей, этические нормы, тип общественного устройства, мировоззрения и нравственные устои [4, с. 53].
Несмотря на достаточно широкое освещение в научных трудах понятия «конкурентоспособности», наименее проработанной остается его базовая составляющая – «конкурентный потенциал». Под потенциалом как экономической категорией, применительно к деятельности хозяйствующих субъектов экономики (коммерческих организаций) понимаются средства, ресурсы, скрытые и нереализованные резервы, возможности и способности хозяйствующего субъекта обеспечивать цели экономического роста и социально-экономического развития, включая возможности повышения уровня конкурентоспособности и развития самой системы управления [7, с. 27].
В условиях ведения конкурентной борьбы любое предприятие для успешного функционирования на рынке и оценки своих перспектив на будущее должно знать свой потенциал конкурентоспособности. Располагая объективной информацией о конкурентном потенциале и степени его использования, предприятия получают возможность определить свои преимущества и узкие места, выбрать правильную конкурентную стратегию, адекватную реалиям рыночных процессов. Конкурентный потенциал включает в себя совокупность располагаемых природных, материальных, трудовых, финансовых и нематериальных ресурсов и возможности объектов и/или субъектов хозяйствования, позволяющие им получать конкурентные преимущества перед другими участниками рынка [1]. К числу дополнительных методов можно отнести конкуренцию, основанную на укреплении имиджа и общественном признании компании производителя. Конкурируя на основе имиджа, являющегося самостоятельной социально-психологической характеристикой, компания концентрирует внимание на социальных (а точнее – социально-духовных) компонентах, на основе которых строится программа формирования общественного мнения по отношению к организации, ее склонности и стремлению к решению общественных задач, предпринимательской этике и общей культуре [4, с. 53–54].
Наличие возможных потенциальных конкурентных преимуществ, обуславливает предприятия эффективно использовать их в конкурентной борьбе.
Конкурентоспособность предприятий – категория количественно измеримая, требующая применения различных экономико-математических методов, которые с большей точностью должны отразить существующее состояние и дать достоверный прогноз развития на перспективу.
Уровень конкурентоспособности, как относительный показатель, прежде всего должен отражать возможность использования конкурентного потенциала предприятия, для дальнейшего определения основных направлений конкурентной стратегии предприятия. Если конкурентоспособность – это потенциал, конкурентные преимущества – уровень использования данного потенциала. Отсюда истекает что, уровень конкурентоспособности предприятия формируется на основе конкурентного потенциала и не может быть выше него. Если в определенной конкурентной среде, при полном использовании конкурентного потенциала, предприятие не обладает достаточными конкурентными преимуществами от конкурентов, то прежде всего следует разработать мероприятия по повышению конкурентного потенциала и его реализации (рис. 1).
Рис. 1. Формирование конкурентосопособности на основе конкурентного потенциала
Определением конкурентных преимуществ обнаруживаются и резервы конкурентоспособности, как неиспользованные возможности конкурентного потенциала предприятия. Всю совокупность этих резервов можно представить в виде:
– пропущенной выгоды, обусловленной нерациональным использованием ресурсного потенциала;
– благоприятных условий внешней конкурентной среды;
– повсеместного новаторства [2];
– эффективных способов управления, включая и управление информацией формирующей факторы конкурентоспособности [8].
В условиях жесткой конкуренции необходимо производить постоянный мониторинг за использованием конкурентного потенциала, принимать превентивные меры по превращению его в дополнительное искусственное конкурентное преимущество.
Таким образом, конкурентный потенциал предприятия характеризует не только способность предприятия устоять в конкурентной борьбе, но возможность сохранения и расширения его доли на определенном сегменте рынка за счет эффективного использования всевозможных ресурсов. Формирование конкурентного потенциала предполагает охват всех основных внутрифирменных процессов, протекающих в различных функциональных областях его внутренней среды в сопоставлении с основными конкурентами. В результате обеспечивается системный взгляд на предприятие, который позволяет выявить все сильные и слабые стороны, а также разработать на этой основе комплексную методику оценки возможностей долгосрочного перспективного развития предприятия [1].
Общеизвестно что основной задачей любого предприятия, как производственной системы, является –переработка поступающих ресурсов в конечную продукцию, т.е. в товары или услуги, в целях удовлетворения конкретных потребностей потребителей.
Автомобильный транспорт имеет свою специфику и существенно отличается от сферы материального производства по целому ряду характеристик, которые необходимо учесть при выборе конкурентной стратегии. Для производителей промышленной продукции наличие современных производственных оборудований и технологий существенно определяет уровень конкурентоспособности предприятия, в отличие от них для автотранспортных предприятий характеристика парка (списочное количество подвижного состава, новые автомобили) не всегда определяет его. Если большая часть клиентуры в районе тяготения автотранспортного предприятия нуждается в доставке мелкопартийных грузов, более конкурентоспособным окажется предприятие, использующее малотоннажные автомобили, где основными критериями конкурентоспособности выступают – лидерство по затратам на перевозку; надежность, безопасность и гарантированное время доставки груза; индивидуализация оказания транспортных услуг по требованиям клиентов.
Возможность автотранспортного предприятия оказать транспортные услуги лучшего качества, чем его конкуренты, позволяет предприятию привлекать и сохранять клиентов, получить наибольшие доходы. Отсюда концепция конкурентного потенциала основывается на наиболее рациональном использовании ресурсного потенциала, провозной способности автопредприятия и соответственно получении наибольшей финансовой выгоды.
Рис. 2. Взаимосвязь конкурентного потенциала и уровня конкурентоспособности предприятия
Предлагается методика оценки уровни конкурентоспособности предприятия, с применением индекса использования конкурентного потенциала (рис. 2), где в качестве структурных составляющих конкурентного потенциала выбраны взаимосвязанные локальные потенциалы, как возможный объем привлечения ресурсов, оказания транспортных услуг и создания валовой добавленной стоимости.
(1)
где Iukn – индекс использования конкурентного потенциала; xi – локальный конкурентный потенциал; xi – уровень использования локального конкурентного потенциала; ai – весомость локального конкурентного потенциала – , определяется экспертным методом.
На основе полученных значений Iukn можно оперативно определить положение предприятия на отраслевом рынке, выработать наиболее эффективные стратегические решения по развитию предприятия в зависимости от уровня его конкурентоспособности в целом и отдельных ее составляющих, наилучшим способом использовать сильные стороны предприятия.