Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

STATE AND ITS ROLE IN THE STABILIZATION PROCESS IN RUSSIA

Abdullaeva R.A. 1
1 Kamyshin technological institute (branch) of the federal state budgetary educational institution of higher professional education «Volgograd state technical university»
This article is devoted to the role of the state in the stabilization processes which are going on in the modern Russian society. It is noted that the state should play a decisive role in the processes of the changing social system, the state, which doesn’t only define the common strategies, but also formulates certain rules, thereby ensuring concordance of interests, coordination of subsystems, thereby preventing the appearence of deep socio-economic, political, cultural and other deformations reducing the tension in the society and bringing him out of crisis.
state
crisis
stabilization process
bifurcation
reform
mentality
law

Начало 21 века характеризуется активным процессом становления новой российской государственности, адекватной современному уровню развития Российского общества, а также экономическим и геополитическим условиям, предъявляемым современным и развитым государствам мира.

Актуальность данного исследования определяется тем, что, эффективность всей политической системы в целом, действенность экономических и политических реформ, осуществляемых в России, во многом предопределяется существующим механизмом взаимодействия органов государственной власти и населения. Цель работы – проанализировать роль российского государства в тех стабилизационных процессах, которые протекают в современном российском обществе. Очевидно, что без глубокого и всестороннего понимания характера и принципа взаимоотношения высших органов государственной власти между собой и населением, оптимальной структуры государственного аппарата невозможно построение эффективного, сильного, социально ориентированного государства [2].

При этом, именно государство должно играть решающую роль в процессах в меняющейся социальной системе, государство, которое не только определяет общие стратегии, но также формулирует определенные правила, обеспечивая тем самым согласование интересов, координацию подсистем, препятствуя тем самым порождению глубоких социально-экономических, политических, культурных и других деформаций, снижая внутреннюю напряженность в обществе и выводя его из состояния кризиса.

Основой эффективности всех проводимых в стране реформ выступает, прежде всего, совершенствование качества жизни, в результате создания максимально благоприятных условий для всестороннего развития человека, защиты его прав, достижения социальной справедливости и социального порядка. Всем известно, что повышение благосостояния граждан, подъем уровня жизни, в первую очередь зависят от состояния экономической системы. Именно экономика выступает той частью общественной структуры, где производятся и распределяются материальные продукты, необходимые членам общества. Она служит для включения технологических процедур в социальную систему, а также для контроля над ними в интересах общества. Важным интегрирующим элементом здесь являются институты собственности, договорных отношений и регулирования условий занятости, что предполагает управление со стороны государства.

В условиях современных российских реалий речь должна идти о резком наращивании хозяйственной роли и экономического потенциала государства и о специальном комплексе мер, обеспечивающих инвестиционную и инновационную активность частного бизнеса. Из мировой практики известно, что секрет любого известного миру «экономического чуда» – связка «государство-бизнес» при направляющей и задающей главные ориентиры роли государства. Общие усилия государства и бизнеса должны быть направлены на увеличение занятости населения, на развитие малого и среднего бизнеса, на эффективное использование мер адресной социальной поддержки.

Жизнь показывает, что экономически сильное и активное государство является основным решающим инструментом национального, хозяйственного и социального развития в условиях современного, быстроразвивающегося мира. Чем выше уровень развития экономики – тем выше уровень жизни населения, тем, с одной стороны, – ниже бюджетные потребности в оказании социальной поддержки, и с другой стороны – больше ресурсная база, то есть государство в большей степени может оказывать помощь своим гражданам. Именно государство может обеспечивать защиту населения от негативных сторон рыночной экономики и в то же время, помогать этой экономике, сформировать прогрессивную стратегию развития. Создание цивилизованной рыночной экономики позволит решить множество проблем существующих в нашей стране.

Нельзя не отметить роль законов в стабилизации общественного развития, о чем одним из первых начал говорить еще Сократ. Он отмечал, что под властью закона общество благоденствует, а государство, в котором граждане подчиняются закону, является наиболее устойчивым [3]. В свою очередь и И. Кант стабильность общества напрямую связывал с законодательством, и считал, что право должно возвышаться над государством, а государство является органом защиты прав личности [1].

Однако в России, которая должна стремиться к достижению социальной стабильности сложилась во многом парадоксальная ситуация при которой государство, создало властно-управленческий вакуум в острейшей сфере жизни – социально-правовой. Заимствованная либеральная модель рыночной экономики с ее концентрацией саморегулирования дала о себе знать и в государственно-правовом строительстве. Контрольный механизм государства заметно ослаблен. Возник дисбаланс между экономическими, политическими реалиями обновляющегося общества и явным запаздыванием их правового обеспечения. Между тем, содержание и требования законов должны быть максимально приближены к реально существующей жизненной практике, должны выражать и защищать интересы всего населения страны и соответствовать особенностям российского менталитета.

Именно благодаря менталитету в современном российском обществе, не смотря на его раскол и дезорганизацию, проявляется тенденция к единению. В этой связи нельзя не согласиться с точкой зрения С. Сильверстова, который отмечает, что «потребность в общественной или коллективной идентификации подпитывается желаниями и страхами, связанными с потребностью в общении, защите от нестабильности, а также уверенности в разделенности чувств. Поиск общественного самоопределения можно рассматривать как установление новой формы «постсоветской солидарности». Она будет скорее отражать общность чувств, чем комбинацию интересов. Само это стремление не имеет очевидной цели и не адресовано какому-либо органу, но пронизывает все открыто выраженные требования и общественные оценки деятельности власти»[4].

Современные реформы не способствуют объединению людей, поскольку каждый вынужден, прежде всего, бороться за свое собственное выживание, а это, с исторической точки зрения для россиян противоестественно. Кроме того, в момент бифуркации необходимо учитывать альтернативность будущего развития и особенности нелинейного поведения социума, налагающие ограничения на управляющие воздействия. Для того чтобы управленческий механизм в бифуркационной полосе развития был эффективным, следует применять тонкие социальные и политические технологии, адекватные процессу социальной самоорганизации. Управление предстает как поиск динамичных социальных топосов, где желательные инновации генерируются благодаря максимальному социальному резонансу. В этом случае величина социального результата определяется не силой воздействия, а топологической согласованностью со свойствами социума. Социальное управление в режиме самоорганизации – творческий процесс использования и стимулирования закономерностей социальной динамики общества в состоянии неустойчивого равновесия. Такое состояние социума, поддерживаемое обратными связями, есть, в сущности, оптимальная мера его адаптируемости и изменчивости, позволяющая ему не только сохранять самотождественность при всех переменах, но и генерировать социальные и культурные новации, адекватные вызову эпохи.

В силу этого, важную роль в социополитической консолидации и стабилизации любого общества играет правящая элита, так как, придя к власти, она, как правило, предлагает свой проект социальной стабильности. Для ее обеспечения очень важно, чтобы предложенный проект соответствовал условиям жизни общества. То есть если группировка элиты учитывает сложившиеся обстоятельства, или предлагаемые обстоятельства, в которых оказалась социальная жизнь общества, и проект стабильности гармонично вписывается в предлагаемые условия, то социальная стабильность в данном обществе гарантированна, а пришедшая к власти элита получает гарантию на дополнительный срок своего правления. Подобное положение объясняется тем, что если в устойчивом обществе преобладают процессы, репродуцирующие социальный порядок, в основном с помощью отрицательной обратной связи, то в состоянии неустойчивого равновесия важную роль играет положительная обратная связь, способная вызывать резонансные эффекты. Положительная обратная связь стимулирует флуктуации. Так, реакция социума на социальные отклонения, которые в стабильный период, имели для него второстепенное значение, в неустойчивой ситуации необычайно усиливается. В этот момент на первый план выходят нелинейные связи и отношения, которые могут резко увеличить роль случайности, особенно в политическом поле. Именно поэтому элита должна искать новые подходы к социальному управлению. Суть управления состоит в том, чтобы найти соразмерное сочетание положительных и отрицательных обратных связей. Тогда социум способен обеспечить стабильность и творческую, инновационную самоорганизацию

Содержание проекта социальной стабильности предложенного обществу напрямую зависит от тех, кто входит в состав правящей элиты. При нормальном состоянии общества властвующая элита формируется на основе элиты продуктивной, в которую входят те, кто своими знаниями, своим трудом обеспечивает развитие общества. Это люди, хорошо знающие и понимающие проблемы, стоящие перед обществом, обладающие способностью глубокого теоретического обобщения внутренней и международной обстановки, общественной практики, достижений науки и культуры в целом, умением сохранять простоту и ясность мысли в невероятно сложных условиях социальной действительности и исполнять намеченные планы, программу. Люди, способные вовремя замечать изменения в соотношении социальных сил, прежде других понимать, какой путь необходимо избрать, как назревшую историческую возможность превратить в действительность. Таким образом, только в том случае, если разумная и социально ответственная интеллигенция займет активную позицию, российская социальная система сможет занять достойную позицию в пространстве социального бытия, что в свою очередь позволит ей эффективно функционировать и развиваться. Для этого российской социальной системе необходимо преодолеть инерцию стихийно-иррационального развития и перейти к рационально управляемому развитию и становлению сферы разума как области бытия качественно новой цивилизации.

Реализация нового этапа трансформации социальной системы во многом зависит и от того будет ли установлен примат народа над государством. Широкий круг прав представляет народу не государство или Президент, а наоборот, система права, санкционированная народом, предоставляет возможность использовать и государство, и другие властные структуры как органы народовластия. Источник власти, согласно Конституции РФ, не государство, а многонациональный народ. Именно российский народ, как внутренний “слой” бытия российского общества может сыграть огромную роль в распознании направленности системных изменений и сохранить идентичность социальной системы самой себе, обеспечить устойчивость ее бытия через проецирование целей, ценностей и норм в будущее. Разновидности социальных отклонений, существующие в нашем обществе, свидетельствуют о наличии необходимых обратных связей. При этом, для того, чтобы система начала функционировать стабильно необходимо усилить статус и позицию общественности голос, которой власть должна слышать постоянно. Для этого необходимо формирование и активное проявление общественного мнения по самым разнообразным вопросам общественной жизни – начиная от бытовых проблем и заканчивая проблемами экологии и национальной безопасности страны. На должный уровень в стране необходимо поднять деятельность социальных субъектов, посредством которых реализуются функции разного рода обратных связей, то есть институты гражданского общества. Взаимодействие государства и сформированного гражданского общества обеспечивает развитие динамического равновесия и способствует проявлению в системе процессов самоорганизации и стабилизации на стыке организационного и дезорганизационного начал. Помимо того, должное внимание необходимо уделять институтам самоуправления, которые в настоящий момент являются важнейшим инструментом развития у населения демократической культуры и общественной ответственности.

Таким образом, для достижения стабильности социальной системы необходимо решить целый комплекс культуроно-мировоззренческих и практических проблем, и устранить главные причины, определяющие нагнетание социальной напряженности в обществе, связанные со снижением общеобразовательного, культурного, духовного и физического уровня народа, и в свою очередь затрудняющие совершенствование сферы управления на всех уровнях. Несмотря на то, что социальная система, формируемая в ходе преобразований, сохранила ряд фундаментальных противоречий, в ней есть потенциал для продолжения реформ отражающих национальные интересы России. Сохранились глубинные основы российского менталитета, сочетающие в себе позитивные элементы общественных ценностей и государственного целеполагания, способные сохранить естественно-историческую целостность России и восстановить ее социально-историческую интеграцию.