Начало 21 века характеризуется активным процессом становления новой российской государственности, адекватной современному уровню развития Российского общества, а также экономическим и геополитическим условиям, предъявляемым современным и развитым государствам мира.
Актуальность данного исследования определяется тем, что, эффективность всей политической системы в целом, действенность экономических и политических реформ, осуществляемых в России, во многом предопределяется существующим механизмом взаимодействия органов государственной власти и населения. Цель работы – проанализировать роль российского государства в тех стабилизационных процессах, которые протекают в современном российском обществе. Очевидно, что без глубокого и всестороннего понимания характера и принципа взаимоотношения высших органов государственной власти между собой и населением, оптимальной структуры государственного аппарата невозможно построение эффективного, сильного, социально ориентированного государства [2].
При этом, именно государство должно играть решающую роль в процессах в меняющейся социальной системе, государство, которое не только определяет общие стратегии, но также формулирует определенные правила, обеспечивая тем самым согласование интересов, координацию подсистем, препятствуя тем самым порождению глубоких социально-экономических, политических, культурных и других деформаций, снижая внутреннюю напряженность в обществе и выводя его из состояния кризиса.
Основой эффективности всех проводимых в стране реформ выступает, прежде всего, совершенствование качества жизни, в результате создания максимально благоприятных условий для всестороннего развития человека, защиты его прав, достижения социальной справедливости и социального порядка. Всем известно, что повышение благосостояния граждан, подъем уровня жизни, в первую очередь зависят от состояния экономической системы. Именно экономика выступает той частью общественной структуры, где производятся и распределяются материальные продукты, необходимые членам общества. Она служит для включения технологических процедур в социальную систему, а также для контроля над ними в интересах общества. Важным интегрирующим элементом здесь являются институты собственности, договорных отношений и регулирования условий занятости, что предполагает управление со стороны государства.
В условиях современных российских реалий речь должна идти о резком наращивании хозяйственной роли и экономического потенциала государства и о специальном комплексе мер, обеспечивающих инвестиционную и инновационную активность частного бизнеса. Из мировой практики известно, что секрет любого известного миру «экономического чуда» – связка «государство-бизнес» при направляющей и задающей главные ориентиры роли государства. Общие усилия государства и бизнеса должны быть направлены на увеличение занятости населения, на развитие малого и среднего бизнеса, на эффективное использование мер адресной социальной поддержки.
Жизнь показывает, что экономически сильное и активное государство является основным решающим инструментом национального, хозяйственного и социального развития в условиях современного, быстроразвивающегося мира. Чем выше уровень развития экономики – тем выше уровень жизни населения, тем, с одной стороны, – ниже бюджетные потребности в оказании социальной поддержки, и с другой стороны – больше ресурсная база, то есть государство в большей степени может оказывать помощь своим гражданам. Именно государство может обеспечивать защиту населения от негативных сторон рыночной экономики и в то же время, помогать этой экономике, сформировать прогрессивную стратегию развития. Создание цивилизованной рыночной экономики позволит решить множество проблем существующих в нашей стране.
Нельзя не отметить роль законов в стабилизации общественного развития, о чем одним из первых начал говорить еще Сократ. Он отмечал, что под властью закона общество благоденствует, а государство, в котором граждане подчиняются закону, является наиболее устойчивым [3]. В свою очередь и И. Кант стабильность общества напрямую связывал с законодательством, и считал, что право должно возвышаться над государством, а государство является органом защиты прав личности [1].
Однако в России, которая должна стремиться к достижению социальной стабильности сложилась во многом парадоксальная ситуация при которой государство, создало властно-управленческий вакуум в острейшей сфере жизни – социально-правовой. Заимствованная либеральная модель рыночной экономики с ее концентрацией саморегулирования дала о себе знать и в государственно-правовом строительстве. Контрольный механизм государства заметно ослаблен. Возник дисбаланс между экономическими, политическими реалиями обновляющегося общества и явным запаздыванием их правового обеспечения. Между тем, содержание и требования законов должны быть максимально приближены к реально существующей жизненной практике, должны выражать и защищать интересы всего населения страны и соответствовать особенностям российского менталитета.
Именно благодаря менталитету в современном российском обществе, не смотря на его раскол и дезорганизацию, проявляется тенденция к единению. В этой связи нельзя не согласиться с точкой зрения С. Сильверстова, который отмечает, что «потребность в общественной или коллективной идентификации подпитывается желаниями и страхами, связанными с потребностью в общении, защите от нестабильности, а также уверенности в разделенности чувств. Поиск общественного самоопределения можно рассматривать как установление новой формы «постсоветской солидарности». Она будет скорее отражать общность чувств, чем комбинацию интересов. Само это стремление не имеет очевидной цели и не адресовано какому-либо органу, но пронизывает все открыто выраженные требования и общественные оценки деятельности власти»[4].
Современные реформы не способствуют объединению людей, поскольку каждый вынужден, прежде всего, бороться за свое собственное выживание, а это, с исторической точки зрения для россиян противоестественно. Кроме того, в момент бифуркации необходимо учитывать альтернативность будущего развития и особенности нелинейного поведения социума, налагающие ограничения на управляющие воздействия. Для того чтобы управленческий механизм в бифуркационной полосе развития был эффективным, следует применять тонкие социальные и политические технологии, адекватные процессу социальной самоорганизации. Управление предстает как поиск динамичных социальных топосов, где желательные инновации генерируются благодаря максимальному социальному резонансу. В этом случае величина социального результата определяется не силой воздействия, а топологической согласованностью со свойствами социума. Социальное управление в режиме самоорганизации – творческий процесс использования и стимулирования закономерностей социальной динамики общества в состоянии неустойчивого равновесия. Такое состояние социума, поддерживаемое обратными связями, есть, в сущности, оптимальная мера его адаптируемости и изменчивости, позволяющая ему не только сохранять самотождественность при всех переменах, но и генерировать социальные и культурные новации, адекватные вызову эпохи.
В силу этого, важную роль в социополитической консолидации и стабилизации любого общества играет правящая элита, так как, придя к власти, она, как правило, предлагает свой проект социальной стабильности. Для ее обеспечения очень важно, чтобы предложенный проект соответствовал условиям жизни общества. То есть если группировка элиты учитывает сложившиеся обстоятельства, или предлагаемые обстоятельства, в которых оказалась социальная жизнь общества, и проект стабильности гармонично вписывается в предлагаемые условия, то социальная стабильность в данном обществе гарантированна, а пришедшая к власти элита получает гарантию на дополнительный срок своего правления. Подобное положение объясняется тем, что если в устойчивом обществе преобладают процессы, репродуцирующие социальный порядок, в основном с помощью отрицательной обратной связи, то в состоянии неустойчивого равновесия важную роль играет положительная обратная связь, способная вызывать резонансные эффекты. Положительная обратная связь стимулирует флуктуации. Так, реакция социума на социальные отклонения, которые в стабильный период, имели для него второстепенное значение, в неустойчивой ситуации необычайно усиливается. В этот момент на первый план выходят нелинейные связи и отношения, которые могут резко увеличить роль случайности, особенно в политическом поле. Именно поэтому элита должна искать новые подходы к социальному управлению. Суть управления состоит в том, чтобы найти соразмерное сочетание положительных и отрицательных обратных связей. Тогда социум способен обеспечить стабильность и творческую, инновационную самоорганизацию
Содержание проекта социальной стабильности предложенного обществу напрямую зависит от тех, кто входит в состав правящей элиты. При нормальном состоянии общества властвующая элита формируется на основе элиты продуктивной, в которую входят те, кто своими знаниями, своим трудом обеспечивает развитие общества. Это люди, хорошо знающие и понимающие проблемы, стоящие перед обществом, обладающие способностью глубокого теоретического обобщения внутренней и международной обстановки, общественной практики, достижений науки и культуры в целом, умением сохранять простоту и ясность мысли в невероятно сложных условиях социальной действительности и исполнять намеченные планы, программу. Люди, способные вовремя замечать изменения в соотношении социальных сил, прежде других понимать, какой путь необходимо избрать, как назревшую историческую возможность превратить в действительность. Таким образом, только в том случае, если разумная и социально ответственная интеллигенция займет активную позицию, российская социальная система сможет занять достойную позицию в пространстве социального бытия, что в свою очередь позволит ей эффективно функционировать и развиваться. Для этого российской социальной системе необходимо преодолеть инерцию стихийно-иррационального развития и перейти к рационально управляемому развитию и становлению сферы разума как области бытия качественно новой цивилизации.
Реализация нового этапа трансформации социальной системы во многом зависит и от того будет ли установлен примат народа над государством. Широкий круг прав представляет народу не государство или Президент, а наоборот, система права, санкционированная народом, предоставляет возможность использовать и государство, и другие властные структуры как органы народовластия. Источник власти, согласно Конституции РФ, не государство, а многонациональный народ. Именно российский народ, как внутренний “слой” бытия российского общества может сыграть огромную роль в распознании направленности системных изменений и сохранить идентичность социальной системы самой себе, обеспечить устойчивость ее бытия через проецирование целей, ценностей и норм в будущее. Разновидности социальных отклонений, существующие в нашем обществе, свидетельствуют о наличии необходимых обратных связей. При этом, для того, чтобы система начала функционировать стабильно необходимо усилить статус и позицию общественности голос, которой власть должна слышать постоянно. Для этого необходимо формирование и активное проявление общественного мнения по самым разнообразным вопросам общественной жизни – начиная от бытовых проблем и заканчивая проблемами экологии и национальной безопасности страны. На должный уровень в стране необходимо поднять деятельность социальных субъектов, посредством которых реализуются функции разного рода обратных связей, то есть институты гражданского общества. Взаимодействие государства и сформированного гражданского общества обеспечивает развитие динамического равновесия и способствует проявлению в системе процессов самоорганизации и стабилизации на стыке организационного и дезорганизационного начал. Помимо того, должное внимание необходимо уделять институтам самоуправления, которые в настоящий момент являются важнейшим инструментом развития у населения демократической культуры и общественной ответственности.
Таким образом, для достижения стабильности социальной системы необходимо решить целый комплекс культуроно-мировоззренческих и практических проблем, и устранить главные причины, определяющие нагнетание социальной напряженности в обществе, связанные со снижением общеобразовательного, культурного, духовного и физического уровня народа, и в свою очередь затрудняющие совершенствование сферы управления на всех уровнях. Несмотря на то, что социальная система, формируемая в ходе преобразований, сохранила ряд фундаментальных противоречий, в ней есть потенциал для продолжения реформ отражающих национальные интересы России. Сохранились глубинные основы российского менталитета, сочетающие в себе позитивные элементы общественных ценностей и государственного целеполагания, способные сохранить естественно-историческую целостность России и восстановить ее социально-историческую интеграцию.