Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

FEATURES OF SPEECH DEVELOPMENT OF PUPILS WITH MENTAL BACKWARDNESS

Koshelevа E.N. 1 Martemyanova A.N. 1
1 MKOSHI boarding school number 3
Speech development of students with intellectual disabilities - one of the most important tasks to be solved by special (correctional) schools in the teaching of all subjects. Such attention to the language development of children is not by accident. While working on a fix, korregirova-tion of various disorders of speech, forming a verbal skills, we thus develop in students with intellectual disabilities cognitive abilities, improve mental function. On how it will be formed of students with intellectual disabilities, their development depends on the success of educational material on all subjects, the degree of overall development.
language development
mental retardation
remedial work.

В современном мире проблема развития речи у всех детей стоит очень остро. Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей человека (ребенка): коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка.

Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер. Большинство, среди умственно отсталых, составляют лица, имеющие медицинский диагноз – олигофрения (в переводе с греческого oligos – малый, phren – ум) – особая форма психического недоразвития [1]. В зависимости от степени недостаточности интеллекта у детей-олигофренов различают три группы: идиотия – наиболее тяжелая; имбецильность – менее тяжелая; дебильность – относительно легкая [2]. Это деление имеет практическое значение, так как для каждой группы детей требуются разные приемы обучения, воспитания и ухода.

При идиотии наблюдается резкое нарушение психического и физического развития, эндокринные расстройства, уродства в строении черепа и скелета. Моторика у идиотов сильно недоразвита, координация движений сильно нарушена – особенно тонких движений рук. У многих из них отмечается расстройство стояния или ходьбы, нередко наблюдаются стереотипные ритмические движения. При глубоких формах идиотии развитие речи не идет дальше произнесения отдельных звуков или искаженного произнесения ограниченного числа слов. Осмысление окружающего недоступно, навыки самообслуживания отсутствуют. В поведении идиотов проявляются резкие отклонения от нормы: вялость, заторможенность либо крайнее двигательное беспокойство [2 ,5]. Они нуждаются в постоянном наблюдении и уходе и направляются в учреждения Министерства социального обеспечения.

При имбецильности в менее резкой форме, но достаточно отчетливо проявляются нарушения психического и физического развития, наблюдаются аномалии в строении черепа. Имбецилы овладевают элементами речи, но запас слов у них мал, произношение неправильно. Моторика у таких детей характеризуется общей заторможенностью. Особенно ярко выступает недоразвитие тонких дифференцированных движений рук. Именно поэтому имбецилы почти не способны себя обслуживать. Недоразвитие моторики также является одной из причин, затрудняющих овладение навыками письма. Способность самостоятельно ориентироваться в жизни ограничена, поэтому они нуждаются в постоянной опеке [2].

Дети – дебилы, составляющие основную массу учащихся вспомогательных школ, имеют значительно более легкую степень умственного недоразвития и незначительные отклонения в физическом развитии. Они владеют речью, двигательные нарушения у них настолько компенсируются, что не мешают в дальнейшем включаться в трудовую деятельность. Особенность дебилов – недоразвитие мышления, однако оно выражено у них в меньшей степени, чем у имбецилов. Дети – дебилы в процессе обучения во вспомогательной школе настолько развиваются, что могут приспособиться к общественно полезной трудовой деятельности, овладеть несложной профессией и вести впоследствии самостоятельную жизнь [2].

У умственно отсталого ребенка ко времени поступления в школу, т.е. к 7 годам, практика речевого общения занимает меньший отрезок времени – всего три-четыре года. Причем темп развития его речи все эти годы резко замедлен, а речевая активность недостаточна. Разговорно-бытовая речь ребенка оказывается слаборазвитой. Это затрудняет его общение со взрослыми. Ребенок редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно. Значительно осложненным оказывается также выполнение поручений и заданий [2, 5].

При объяснении причин, обуславливающих замедленное формирование речи у умственно отсталых детей, следует исходить, прежде всего, из характерного для них общего недоразвития всей психики в целом, которое приводит к значительным изменениям и задержкам в умственном развитии [2]. Речь детей с интеллектуальными нарушениями часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная. У детей с нарушениями интеллекта наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным, нарушение процесса организации семантических полей. Они не знают названий многих предметов, частей предметов, в их словаре доминируют существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера, мало прилагательных, наречий, преобладают замены слов по семантическому сходству. Пассивный словарь шире активного, но он с трудом актуализируется; часто для его воспроизведения требуется наводящий вопрос; многие слова так и не становятся понятиями [4, 6].

Несформированность грамматической стороны речи проявляется в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений, выявляются искажения в употреблении падежей, смешения предлогов, неправильные согласования существительного и числительного, существительного и прилагательного. Для высказываний детей характерны простые, нераспространенные предложения, часто структурно не оформленные, с пропусками главных членов. Увеличение длины предложения происходит за счет перечисления событий, объединения предложений с помощью интонации и союза «и». Становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями. Умственно отсталые школьники довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи, на этапе ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию, даже при условии логопедической помощи, протекает у этих детей очень трудно и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов вспомогательной школы. Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными частями. Более легко дается детям пересказ, однако не без издержек: пропускаются важные части текста, упрощенно передается содержание, дети не понимают причинно-следственные, временные и пространственные связи.

У школьников с нарушением интеллекта наблюдается искажение, как внутреннего смыслового уровня, так и языкового уровня связной речи, в связи с чем у них возникают трудности при составлении рассказа по сюжетной картинке, где закономерность развития событий не задана, и при пересказе текста с сохранением последовательности событий.

Нарушение аналитико-синтетической деятельности проявляется у умственно отсталых детей в анализе морфологической структуры слова и предложения, звуковой структуре слов. Нечеткость представлений о звуко-слоговой структуре слова приводит к большому количеству пропусков, перестановок, замен букв. Смутные представления о морфологической структуре слова на письме обуславливают множество аграмматизмов, искажений префиксов, суффиксов, окончаний, особенно в самостоятельном письме. Нарушение анализа структуры предложения обнаруживается в пропуске слов, их слитном написании, раздельном написании слова.

Несмотря на то, что их речь постепенно совершенствуется, все же возникает вопрос о коррекции недостатков развития речи умственно отсталых детей.

Коррекция нарушений речи у школьников с интеллектуальным недоразвитием должна быть тесно связана с развитием у них познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

Развитию у детей с интеллектуальными нарушениями основных функций речи способствует использование различных дидактических игр и упражнений, направленных на формирование устной монологической речи. Лалаева Р.И. считает, что система работы по формированию связной речи должна строиться с учетом самостоятельности при планировании серий развернутых высказываний [4]. В связи с этим формирование связной речи проводится в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию сюжетных картинок; пересказ по сюжетной картинке; пересказ без опоры на наглядность; пересказ на основе деформированного текста; рассказ по серии сюжетных картинок; рассказ по сюжетной картинке; самостоятельный рассказ.

В ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения. Речевой и наглядный материал для упражнений, направленных на формирование монологической речи должен подбираться с учетом речевого опыта, а также индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Например: игра «Рассказываем поочередно» (цель: формировать умение составлять описательный рассказ об игрушке по образцу (образец дается поэтапно); преобразование предложений (детям предлагаются два простых предложения, из которых нужно сделать одно сложное, используя союзы а, но, и, когда); педагог демонстрирует детям сюжетные картинки и предлагает составить предложения по их сюжету (цель: составление простых и сложных предложений по сюжетным и предметным картинкам); работа с серией сюжетных картин (цель: обучение составлять связный рассказ по серии сюжетных картин).

Фрагмент конспекта урока по развитию речи во 2 классе VIII вида.

«Февраль – последний месяц зимы».

- Прочитайте текст. «Небо пасмурное. На небе серые тучи. Идёт снег. На земле лежат большие сугробы снега. Дует холодный ветер. Ветер поднимает снег с земли. Это – метель». Дети читают текст по цепочке. Затем он закрывается, и на доску выставляются картинки опорного плана. Педагог предлагает учащимся восстановить последовательность предложений и правильно расставить на доске опорные картинки.

Беседа с использованием календаря природы. - Какой месяц сейчас идёт? Какие деревья нарисованы на страницах зимнего календаря? – (…). - Как они выглядят? Почему одни из них голые, а другие зелёные? – (…). - Что лежит на земле и на деревьях? – (…). - Почему не видно травы и цветов? – (…). - Какая была погода в декабре? В январе? В феврале? – (…). - Были ли солнечные дни? Сколько солнечных дней было в декабре? А в январе? – (…). - Каких дней отмечено больше: ясных или пасмурных? – (…).- Было ли зимой жарко? Как одевались люди зимой? - Что делают дети зимой на улице? - Каких птиц вы видели? - Какие ещё птицы остаются зимовать? - Почему эти птицы не улетели на юг, в тёплые края? - Чем питались птицы? - Что делают лесные звери зимой? - Легко ли животным и птицам жить зимой? - Да, ребята, зима совсем не похожа на осень, это очень трудное для всех время года, особенно голодно лесным животным и птицам. Но многие люди помогают им – подкармливают птиц, бездомных животных; лесники заботятся об обитателях леса – выкладывают на кормушки сено, соль. В то же время зима - очень красивое время года: всё кругом белое от снега, выглядит чистым, пушистым. Особенно красивы хвойные деревья в снегу. Какие вы знаете хвойные деревья?

Фрагмент внеклассного мероприятия по развитию речи.

- Ребята в нашем языке есть слова, которые называются противоположными по значению, с некоторыми из них вы уже познакомились, давайте потренируемся находить такие слова. Я буду называть одно слово, а вы противоположное ему по значению: одевать - …(снимать); худой - …(толстый); день - …(ночь); темный - …(светлый); встать - …(сесть,лечь); высоко - …(низко); жарко - …(холодно) и др.

- Молодцы, вы хорошо усвоили тему занятия, такие слова помогают нам определить действие или предмет. Но мы можем описать действие или предмет не только одним словом, а близкими по значению словами. Важно только правильно подобрать слово. Например: - «Задира лисичка – бежала по берегу моря и дразнила бычка – рыбёшку морскую. Он обиделся и сказал ей: «У тебя шуба некрасивая». Но на самом деле вместо слова некрасивая в сказке было написано другое, более выразительное слово – косматая. Как вы думаете, какие ещё слова можно было употребить вместо слова некрасивая? ( Грязная, лохматая, всклоченная, облезлая…) /- А если говорить наоборот, то можно сказать, что, например, вещь может быть не просто красивая, а … (очень красивая, красивейшая, изящная, превосходная, великолепная…). /- Мальчик бежал …, как ещё можно сказать? (летел, мчался, бежал, что было сил…) /- Крошка сын сказал отцу: «Буду делать хорошо… как это? (не обманывать, не трусить, не обижать тех, кто слабее, не злиться …)

В процессе работы по развитию связной речи детей с нарушением интеллекта было замечено, что эти дети испытывают затруднения в овладении связной речью, связанные с их стремлением к дословному изложению событий, к повторению отдельных частей предложений. Наблюдается искажение, как внутреннего смыслового уровня, так и языкового уровня связной речи, в связи с чем у них возникают трудности при составлении рассказа по сюжетной картинке, где закономерность развития событий не задана, и при пересказе текста с сохранением последовательности событий. Синтаксические конструкции, используемые детьми при составлении связного высказывания, примитивны, имеют черты ситуативной речи. При этом наблюдаются нарушения лексико-грамматического строя речи. Большинство детей используют в своих рассказах имена существительные, глаголы и местоимения. Рассказы детей отличались краткостью, логической непоследовательностью и сжатостью изложения, очень часто они состояли из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, а вместо активного развертывания сюжета в них наблюдалось обычное перечисление отдельных элементов ситуации.

Использование данных видов работы педагогами, поможет значительно преодолеть системное недоразвитие речи у детей с нарушением интеллекта, что положительно будет влиять на развитие их познавательной деятельности. Практика показывает что, целенаправленная коррекционная работа по формированию связной речи школьников с нарушением интеллекта, с учётом структуры дефекта и психического состояния ребёнка, влияет на развитие речевой и познавательной деятельности, а также повышает уровень общего развития.

Тем не менее, нужно отметить, что в настоящее время проблема развития связной речи у данной категории детей, является малоизученной. Имеется острый дефицит, как теоретических источников, так и практических рекомендаций и программ. Для ребенка с отклонениями в развитии необходима длительная, постоянная, требующая особой подготовки помощь, как педагогов, так и близких, их любовь, терпение и выдержка.